Стиль жизни
Бесплатный
Наталья Райбман|Елена Мязина

Умер театральный режиссер Петр Фоменко

"Смерть Фоменко - это не просто потеря, а конец настоящего театра", - заявил худрук театра "Эрмитаж" Михаил Левитин
Э.Матвеев / ИТАР-ТАСС

Знаменитый театральный режиссер Петр Фоменко скончался на 81-м году жизни сообщила замглавы департамента культуры Москвы Евгения Шерменева. "Нам позвонили из театра и сообщили, что он скончался", - сказала она. Около месяца назад, 13 июля, режиссер отмечал юбилей. Как сообщает "Эхо Москвы", уже тогда из-за проблем со здоровьем он был в подмосковном санатории. Дата и место похорон еще не определены.

"Смерть Фоменко это не просто потеря, а конец настоящего театра," - заявил "Эху" режиссер, художественный руководитель театра "Эрмитаж" Михаил Левитин. Марк Захаров назвал Фоменко великим русским режиссером: "Это удивительный творческий организм, который вначале удивлял своими детскими спектаклями, который подвергался тяжелым ударам судьбы, но нашел в себе силы вернуться и продолжать". Из постановок этого режиссера он отметил "Одну абсолютно счастливую деревню" и "Без вины виноватые" в театре им. Вахтангова.

Петр Фоменко поставил более 60 спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Вроцлава, Зальцбурга и Парижа. Среди самых известных - «Без вины виноватые», «Волки и овцы», «Война и мир. Начало романа. Сцены», «Одна абсолютно счастливая деревня», «Три сестры», "Пиковая дама".

До прихода в театр он закончил Гнесинское музучилище, ГИТИС и филфак пединститута им. В. И. Ленина, а также на его счету было отчисление с третьего курса школы-студии МХАТ за "хулиганство". В 1960-е гг. были запрещены два его спектакля - «Смерть Тарелкина» в театре имени Маяковского (1966 г.) и «Новая Мистерия-Буфф» (1969 г.) в театре имени Ленсовета. Из-за трудностей с поиском работы в Москве, он два сезона провел в в Тбилисском театре им. Грибоедова, а затем, с 1972 г. по 1981 г., ставил спектакли в Ленинградском Театре Комедии, но вынужден был покинуть город из-за конфликта с партийным руководством. Вернувшись в столицу, Фоменко был режиссером в Театре им. В. В. Маяковского и затем в Театре им. Е. Б. Вахтангова, а в 1993 г. на базе своего курса в ГИТИСе-РАТИ основал собственный театр - "Мастерскую Петра Фоменко", ставшую одной из самых престижных столичных театральных площадок. Последний курс студентов режиссер выпустил в 2001 г., а спустя еще два года оставил кафедру режиссуры в ГИТИСе и ушел из официальной театральной педагогики.

Созданные Петром Фоменко спектакли неоднократно становились лауреатами различных театральных премий. В 1993 г. режиссер был удостоен звания Народного артиста России. Он также является лауреатом Государственной премии (1995, 1998, 2002), награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV, III и II степеней (1996, 2003, 2007).

На телевидении Фоменко создал телеспектакли "Пиковая дама" (1969, 1985), "Выстрел" (1979), "Метель" (1982) и "Гробовщик" (1991) по Александру Пушкину, "Новеллы о Ходже Насреддине" (1967), "Детство. Отрочество. Юность" (1970) и "Семейное счастье" (1972) по Льву Толстому. Он также был режиссером нескольких кинолент: "На всю оставшуюся жизнь" (1975), "Почти смешная история" (1977) и "Поездки на старом автомобиле (1986), а в 1988 г. сам снялся в "Черном монахе" у Ивана Дыховичного.

В день недавнего юбилея премьер-министр Дмитрий Медведев отметил, что в "Мастерской Петра Фоменко" бережно относятся к традициям русского репертуарного театра и одновременно стремятся к поиску современных форм, не боятся творческих экспериментов" - притом что советские критики называли режиссера "осквернителем русской классики". В поздравлении президента Путина говорится, что "Мастерская" стала "настоящим культурным явлением в культурной жизни страны". Худрук Студии театрального искусства, ученик Фоменко Сергей Женовач называл своего учителя "явлением природы и природной аномалией", "великим лицедеем и провокатором", который любит "взрывать ситуацию". Актриса Людмила Максакова говорила, что Фоменко - это "тот Атлант, который один поддерживает все более шатающееся здание нашего современного театра, из которого каждый день пытаются выгнать слово, а вместе со словом и человека".

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать