Подмосковье станет территорией культурных инноваций

Министр культуры Московской области рассказал, что выведет регион на путь прибыли
Александр Котляровский

На пресс-конференции, посвященной развитию культурной жизни в Подмосковье, прозвучали заявления поистине федерального масштаба. Министр культуры Московской области Антон Губанков сообщил, что Подмосковье – это душа России. Впрочем, тут же добавил, что для бюджета этого недостаточно. Регион необходимо сделать привлекательным для инвесторов, и душа России требует раскрутки.

– Раз вы так глубоко осведомлены, я отпираться не буду, – смело ответил Губанков. – Действительно, мы думали об этом, но пока решили не замахиваться. Вместо гуманитарного «Селигера» мы проведем в следующем году фестиваль литературной молодежи. Хотим привлечь туда и крупных литераторов, которые выходят тут, в Москве, на разные прогулки... (В аудитории раздался смех.) Пусть они лучше посидят у нас там у костра, порассуждают о литературе. Кроме того, мы планируем музыкальный фестиваль классической музыки «Подмосковные вечера», который должен пройти с мая по июнь. Такое музыкальное Сколково.

«У каждого дома наверняка есть какой-то свой уголок, может, даже мемориальчик»

– Главные сферы роста в Подмосковье – природа и культура, – продолжал Губанков. – Нужно работать над тем, чтобы Подмосковье стало территорией культурных инноваций. Более активно и креативно использовать ресурсы, которые у нас есть.

Ресурсы действительно есть: одних только объектов культурного наследия у министерства шесть с половиной тысяч. Другое дело, что руководители Московской области за всю ее историю ни разу не пытались сделать культуру главным источником доходов.

Однако Губанков считает, что именно культурные инновации выведут область на путь прибыли. Тем более недавнее расширение Москвы сильно ударило по подмосковному бюджету, надо его как-то компенсировать. Тут же министр обрисовал план будущего наступления.

Опера на колесах

Первой инновацией для Московской области должен стать так называемый культурный транзит.

– Все лучшие столичные коллективы должны обязательно проходить через Подмосковье, духовно окормляя население, – пояснил министр. – У нас есть проект под названием «Оперные кочевники» – такая мобильная оперная бригада, которая будет объезжать Подмосковье, особенно его отдаленные уголки, и таким образом скреплять культурное пространство.

Губанков рассказал, что уже достигнута предварительная договоренность с театром «Русская опера»: они согласились побыть кочевниками и сделать до конца года шесть-семь выездов в народ. Правда, надо еще определиться с маршрутом.

После встречи с министром я позвонил художественному директору театра «Русская опера» Сергею Москалькову и спросил, почему именно их театр выбрали для эксперимента. Оказалось, инициатива была обоюдной.

– Мы и сами обращались к министерству Московской области, чтобы нас «взяли под крыло». Почему не к Москве? Ну, в Москве, во-первых, вон уже сколько театров. А во-вторых, область – уникальный регион, там одних наукоградов около двадцати. И там ведь публика интеллигентная, а она лишена высококачественной оперной музыки. Поэтому мы хотели, чтобы в Подмосковье появился свой оперный театр.

Москальков подчеркнул, что идея находится в стадии предварительного обсуждения. На вопрос о мобильности ответил, что, хотя «Русская опера» и правда планирует ездить по Подмосковью, все же у театра должно быть место, где он будет базироваться. И это место должно быть равноудалено от всех городов Московской области.

– Например, Москва? – предположил я.

– Недалеко, во всяком случае.

Эстетика запустения

Покончив с культурным транзитом, министр культуры Московской области перешел к реформе усадебных комплексов. Их в Подмосковье числится 341, но только 15% по словам Губанкова, «работают как надо». Те же, которые не работают, ожидает громкая судьба: в них предполагается устроить школы для одаренных детей.

– Это будут школы высочайших стандартов, – заверил Губанков. – Учиться там не менее престижно, чем за границей. Планируется, что это будут и школы искусства, и менеджмента. Всех карт я пока не раскрою.

Для тех усадеб, которые находятся в бедственном состоянии, у министерства тоже нашлось решение. А именно – использовать их как «удивительный экстерьерный фон».

– Возможно, в следующем году мы проведем театральный фестиваль «На фоне», – рассказывал министр. – У нас есть много полуразваленных усадеб, где эстетика запустения может сыграть свою роль в спектаклях. Мы уже обсуждали эту идею с Александром Александровичем Калягиным – он целиком ее поддержал.

Губанков также напомнил присутствующим, что в Москве действует программа «метр за рубль»: инвесторы имеют право брать в аренду исторические здания с условием их реставрации и соблюдения охранных условий, после чего платить по рублю за квадратный метр в течение всего срока аренды. Министр добавил, что и в Подмосковье такая практика возможна.

– Нормальная практика, – прокомментировал координатор движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин. – Русская усадьба в области у нас пустует, после того как из нее почти повсеместно выселили детские дома, больницы, библиотеки. Этим зданиям действительно необходим арендатор. Будет в усадьбе офис или нет – все зависит от согласования: что разрешат арендатору с точки зрения охраны и функционирования памятника. Конечно, лучше, если арендатор будет с культурным профилем, нежели с коммерческим. Но такова жизнь – усадебный дом, в отличие от храмовой архитектуры, не знает, каких хозяев ему ждать.

«Селигера» не будет

Основную ставку в развитии подмосковной культуры Губанков делает на крупные публичные события. Его тут же спросили, правда ли, что в недрах министерства разрабатывается проект «Гуманитарный Селигер»?

Рассказал министр и о более мелких, но не менее инновационных акциях. Уже этой осенью в музеях Московской области пройдет акция «Полезный выходной» («Волонтеры будут помогать музеям, рабочие руки-то всюду нужны»). Планируется устроить и «День дарителя» («Возможно, какие-то семьи захотят передать в дар музеям свои реликвии»). Впрочем, мне больше всего понравилась акция «Мой личный музей». Губанков объяснил это так:

– У каждого в квартире наверняка есть какой-то свой уголок, может, даже мемориальчик маленький. Вот мы и проведем что-то вроде народного конкурса.

Музейное безобразие

Что касается музеев, то им тоже суждено сыграть свою роль в духовном развитии областного населения.

– Я с удивлением узнал, что подмосковные музеи посещают в основном москвичи. Это безобразие, – заявил Губанков. Кто-то из присутствующих бестактно засмеялся. – Нельзя считать себя подмосковным жителем, если ты не знаешь своего края, – продолжал министр. – Мы вместе с Министерством образования подготовили программу бесплатного обязательного посещения основных достопримечательностей Подмосковья. Для школьников. В следующем году начнем.

Большие надежды Министерство культуры Московской области возлагает на историко-архитектурный и художественный музей в Новом Иерусалиме. Пока его фонды находятся на территории монастыря, однако к концу 2012 года музей должен переехать в специально построенное для него здание. Планируется, что это же здание площадью 21 тысяча квадратных метров станет главной музейной площадкой всего Подмосковья.

Порыв бесплатно

Окончательно превратит Московскую область в территорию высокой культуры и нравственности программа «Культурная столица Подмосковья». Звание это, как я понял, переходящее: министр пояснил, что уже сейчас на него могут претендовать такие города, как Звенигород, Мытищи, Сергиев Посад. В особенности Коломна, где по инициативе местных активистов и при содействии министерства будет построена кинофабрика. Связано это с тем, что около 20% города составляют памятники архитектуры, так что съемочные группы приезжают в Коломну постоянно. «Колливуд» (название придумал Губанков) позволит коломенской молодежи свободно реализовывать свои творческие планы.

– Этот город – уже сформировавшийся творческий кластер, – увлеченно рассказывал Губанков. – Там уже все создано, мы должны только приложить небольшое организационно-финансовое усилие со своей стороны.

Это и есть самый интригующий момент. А именно – на какие деньги министерство собирается воплощать в жизнь свою инновационную программу. Конечно, на развитие культуры выделен бюджет – 3,7 млрд рублей. Но очевидно, что их на все не хватит. Впрочем, Антон Губанков знает секретный механизм развития культуры, которым охотно делится с журналистами: «Главное – запустить в пространство творческих людей, а они уже все сами изменят и переделают». О том, чтобы платить творческим людям за их вторжение в пространство, речь на пресс-конференции не заходила.