Статья опубликована в № 3164 от 13.08.2012 под заголовком: Чисто баварская история

Фестиваль Карла Орфа: Чисто баварская история

В старинном монастыре Андехс под Мюнхеном завершился фестиваль Карла Орфа. Центральным его событием стала новая постановка Die Bernauerin – пьесы, которая возобновляется из года в год
Carl Orff festspiele

Бавария летом щедра на фестивали, большие и малые. Однако авторских, монографических фестивалей только три, и каждый посвящен по-настоящему важной для Баварии композиторской фигуре. Фестиваль Вагнера в Байройте известен всем. В местечке Гармиш в предгорьях Альп проходит скромный камерный фестиваль Рихарда Штрауса – хотя, если разобраться, значение Штрауса для баварской культуры и баварского менталитета ничуть не меньше, чем Вагнера. Третий фестиваль посвящен Карлу Орфу – композитору, по годам целиком относящемуся к ХХ веку, но по складу ума и образу жизни скорее схоласту родом из Средневековья. Орф в последние годы подолгу жил в монастыре и завещал похоронить его в часовне. В десятую годовщину со дня его смерти в 1992 г. и был основан фестиваль его имени.

Исследования Орфом старинных сборников баварских песен и церковных гимнов, изучение монастырских кодексов родили стиль узнаваемый и вместе архаичный. Завораживающий магнетизм повторяемых ритмоформул предвосхищает появление минимализма; массивное хоровое письмо и лапидарные мелодии в духе неофольклора напоминают о фашистских маршах. Но главное в манере Орфа то, что авторская интонация его надлична, предельно объективирована. Ритуальность возведена в эстетическую парадигму, монотония нарратива лишена какого бы то ни было психологизма. Орф сознательно подражает народному театру, в котором мера условности чрезвычайно высока; предтеча «новой простоты», он опирается на легенды, сказания, народную поэтику и лексику. История, рассказанная в Die Bernauerin, случилась на самом деле, во времена герцога Эрнста, и известна любому баварскому школьнику. Подзаголовок пьесы, что примечательно, – «Баварская история». Связана Die Bernauerin отчасти и с историей монастыря, так как герцог Баварский покровительствовал Андехсу. А повествуется в ней о беззаветной любви сына герцога Альбрехта к дочери банщика Агнес. Ради Агнес он пренебрег долгом, женился на ней и позабыл про политические дела. Агнес обвинили в колдовстве и утопили в Дунае по приговору неправедного суда, а позже канонизировали. Пьеса же Орфа, в которой масса эффектных хоров, исполняющих функцию комментатора и движителя сюжета, в финале призывает к милости и прощению.

Спектакль поставил Маркус Эвердинг, нынешний художественный руководитель фестиваля; за пультом стоял Кристиан фон Герен и весьма мастерски управлялся с небольшим оркестром и любительским, но очень четким и слаженным хором. Драматические актеры – исполнители главных партий – пели, конечно, неважно, да и играли как-то чересчур провинциально. Но массовка, композиция мизансцен, предметная среда – все выглядело свежо и нетривиально. А ведь на сцене стояли всего-то щелястые ящики, которые превращались то в чаны с водой в бане, то в трибуну для оратора, то в супружеское ложе или даже в гроб для Агнес (художник – Томас Пекни). Эстетика нищеты в чистом виде.

Фестиваль Орфа абсолютно лишен высокопарной пафосности, градус которой зашкаливает на фестивале Вагнера. Он подчеркнуто неакадемичен и демократичен. Драматические спектакли соседствуют в программе с операми и ораториальными сочинениями Орфа. Всё происходит в старинном Флориан-сарае, перестроенном под нужды театра. Мощные обводы арок-стропил подпирают остроугольную крышу; круглая сцена-диск вращается и накрывает, словно крышкой, глубоко утопленную оркестровую яму. Монотонный архитектурный ритм арочных конструкций рифмуется с однообразными, «долбящими» ритмами хоров Орфа. Само пространство, лишенное излишеств и украшений, диктует постановочный стиль: резкий, гротескный, с элементами макабрического юмора. Он вполне уместен на фоне благостных баварских ландшафтов, в звоне церковных колоколов и над водной гладью озера Аммерзее.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать