Итоги кинофестиваля в Локарно: Французский интеллектуал – это настоящий ужас

Арт-директор Локарно Оливье Пер признался, что рисковал, отбирая фильм Жан-Клода Бриссо «Девушка ниоткуда» в основной конкурс. Потому что его выбор мог «показаться смешным». В итоге «Девушке ниоткуда» дали главный приз
Locarno film festival

Но выбор и правда смешной: фильмы Бриссо – это такие оперы, где герои вместо того, чтобы петь, разговаривают о философии, социологии и сексе. На этот раз он снял кино в собственной квартире, главную роль сыграл сам, отчего «Девушка ниоткуда» выглядит как видеодневник пожилого француза-интеллектуала. Бриссо здесь профессор математики, который пишет книгу о философии, религии, искусстве. Однажды у него на лестничной клетке возникает юная блондинка в окровавленной рубашке. Остается у него жить, поддерживает беседу. В соседней комнате что-то стучит: призраки, любимцы Бриссо, не дремлют. Жюри пришло в восторг, Апичатпонг Вирасетакун сказал, что фильм сделан «не стареющим режиссером, а режиссером с юным сердцем», а член жюри Роджер Эвери признался, что уже очень давно не испытывал в кино такого ужаса. О да, французский интеллектуал – это действительно страшно.

Спецприз жюри достался американской комедии «Кто-то там, наверху, любит меня» Боба Баингтона – инди-фильму из тех, где герои безразлично смотрят в камеру в горе и в радости, и это считается очень смешным, а титр «прошло пять лет» ничего не меняет. Приз за режиссуру и приз за лучшую женскую роль ушел китайскому фильму «Когда наступает ночь» Лян Ина, основанному на реальной истории. Парня почти без повода избили полицейские, а через некоторое время он пришел в полицейский участок с ножом и убил шестерых. Весь фильм – подготовка к несправедливому суду и сам суд, главная героиня – мать обвиняемого, которая не в силах противостоять кривой судебной бюрократии.

Приз за лучшую мужскую роль достался Вальтеру Забелю – борцу с медведями из фильма «При свете дня». Лучшим дебютом была названа работа Фан Сон «Воспоминания смотрят на меня».

В конкурсе «Режиссеры настоящего» «Золотого леопарда» получила поэтическая лента «Молитва» Педро Гонсалеза-Рубио, продюсером которой стала Наоми Кавасе. А лучшим режиссером был назван американец Джоэль Потрыкус, и вот его дебютный фильм «Обезьяна» действительно оказался одним из самых забавных опытов этого фестиваля. Герой «Обезьяны» – неудачливый стэндап-комик-пироман. Вечерами он бездарно смешит десяток собравшихся в клубе людей, а днем поджигает бумажки, мусорные баки и чужие дворы. Прежде чем кинуть во двор коктейль Молотова, герой пишет на асфальте слово, начинающееся с «FU...», и это слово «funny» – «смешно». При этом внешне герой удивительно напоминает Бастера Китона, только все время ржет. Да, и еще он везде видит большую обезьяну и заключает сделку с дьяволом.

«Обезьяна» – скорее психологический портрет, чем настоящее кино, но портрет настолько обаятельный, злой и смешной, что Потрыкус удостоился еще и специального упоминания жюри как дебютант.

За три года, что Оливье Пер работает арт-директором Локарно, это оказался самый слабый фестиваль: почти никаких открытий, почти никаких потрясений. В «Обезьяне» герой репетирует дурацкую шутку о микроволновке: «Такая полезная штука! Готовит ужин за две минуты! Я залез туда и прочитал «Войну мир» за восемь с половиной минут». Большинство фильмов нынешнего Локарно – как «Война и мир» из микроволновки: восьми с половиной минут было бы вполне достаточно.