Статья опубликована в № 3166 от 15.08.2012 под заголовком: Не задумываясь

«Искусство на баррикадах»: Алек Эпштейн собрал альбом об арт-активизме

Альбом «Искусство на баррикадах», собранный Алеком Эпштейном, представляет образцы протестного творчества художников, не очень зрелого
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Вступительная статья Алека Эпштейна, представленного «российско-израильским ученым и гражданским активистом», занимает 57 страниц почти двухсотстраничного альбома «Искусство на баррикадах: «Pussy Riot», «Автобусная выставка» и протестный арт-активизм».

Книга выпущена быстро – статья датирована 30 июня, но с опозданием. Автор закончил свое исследование раньше, чем события, подвергшиеся в нем анализу. За полтора месяца так много разного произошло, что предположения Эпштейна перестали быть очевидными. Не только о приговоре заключенным, но и по поводу места протестного искусства в современной культуре. По крайней мере последнее письмо художественной общественности в защиту Pussy Riot очень помогло бы в убеждениях, что их акция – искусство. Оно внятно написано.

Статья Эпштейна – подробное изложение событий, вызванных происшествием в храме Христа Спасителя. Возможно, полезно уже сейчас зафиксировать их, поскольку некоторые, например мартовская «Автобусная выставка», на несколько часов собравшая протестные работы, прошла незамеченной. Но «навсегда останется в анналах истории».

Ученый активист изложением, однако, не ограничивается, а занимается пылким теоретизированием по поводу художественных особенностей акции. Например, доказывает «десакрализацию» образа Богоматери в живописи тем фактом, что моделью художникам были реальные женщины, не заботясь объяснить, какое это имеет отношение к акционизму. Так же легко он объявляет идеальным место выбора акции: храм, в котором отпевали членов компартии, – не сакральное место.

«Хотя именно «благодаря» аресту активисток Pussy Riot российское искусство обогатилось рядом важных работ, все же нельзя не подчеркнуть, что чем скорее прекратится эта вакханалия преследований, тем лучше: и, естественно, для самих девушек, и для страны в целом» – финальной фразе Эпштейна противоречат последующие иллюстрации (об уместности «хотя» не говорим: когда протестуешь, не до этики, логики и стиля).

Собственно протестного искусства там не так много, тем более обогащающе важного: комиксы Виктории Ломаско, несколько удачных плакатов. В основном в альбоме – фотографии участников пикетов и акций, а также фотожабы, где у героев известных картин лицо Надежды Толоконниковой. Шедевр здесь – сочинение искусствоведа Марии Кравцовой, «натянувшей» маски на героев многих знаменитых картин. Лучше бы она написала о протестном искусстве.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more