«Окно в Европу» в Выборге: Звезд немного, но интрига есть

Выборг в 20-й раз открыл «Окно в Европу». Юбилейный кинофестиваль не может похвалиться наплывом звезд, но конкурсная интрига в нем имеется
кинофестиваль "Окно в Европу"

Есть мнение, что август для нашей страны нехорош, и выборгский кинофестиваль, похоже, готов под ним подписаться. Казавшиеся удачными сроки накануне осеннего прокатного сезона так и не дали «Окну в Европу» желаемых конкурентных преимуществ в споре с «Кинотавром» за лакомые фильмы. Зато раздухарившееся производство, особенно телевизионное, превратило август в жаркую съемочную страду, и теперь о былых звездных десантах Выборг и не мечтает: все мало-мальски медийные лица при деле.

Непонятно, как быть с давней, самой любимой, но, кажется, изжившей себя местной традицией – шествием по дуге набережной от гостиницы «Дружба», где фестиваль живет и тусуется, к кинотеатру «Выборг-палас», где показывают его фильмы. На торжественном открытии нынешнего, 20-го «Окна», даром что дата круглая, фестивальная колонна больше напоминала горстку, а местная аллея звезд с оттисками ладоней Вячеслава Тихонова, Станислава Ростоцкого, Анатолия Ромашина, Людмилы Гурченко не обзавелась новой плиткой: некого припечатывать.

Предложить такое Владимиру Хотиненко, Роману Балаяну, Ксении Раппопорт или Ольге Будиной фестиваль постеснялся. Хотиненко как лауреата первого «Окна» (за фильм «Макаров») удостоили спецпоказа, Балаяна назначили председателем игрового жюри, европейской звездой Раппопорт это жюри украсили, а Будиной доверили вокальную партию на церемонии, где славная двадцатилетняя история фестиваля была переложена на простодушные куплеты.

Недосчитавшись известных лиц и имен, «Окно» тем не менее осталось при своем главном достоинстве – трехчастной конкурсной программе, позволяющей серьезно настроенным и свободным от прочих забот зрителям за неделю составить достаточно полное представление о положении дел не только в отечественном игровом кино, но также в документальном и анимационном.

В игровом конкурсе – он все же здесь по умолчанию главный – заведомых фаворитов и объектов повышенного ожидания нет, но фильмы, по разным причинам привлекающие внимание, имеются. Валерия Гай Германика и Ксения Собчак в жанровом миксе Марии Саакян «Энтропия» – согласитесь, интересно на это посмотреть. Соня Карпунина, ученица Сергея Соловьева и сценаристка его недавних «Одноклассников», решила дебютировать мелодрамой «Все просто», и «Окно» поможет узнать, что из этого получилось. Михаил Брашинский, десять лет назад поскользнувшись на своем первом «Гололеде», не вернулся в кинокритику, не отказался от режиссуры и спустя девять лет возвращается с «Шопинг-туром». Состоялся ли реванш? Поймем со дня на день.

Наконец, мелодрама «Поклонница», которой открылся конкурсный показ, сделана Виталием Мельниковым, одним из немногих до сих пор практикующих первых лиц советского кино, и, сколько бы ни пеняли этой «Поклоннице» за старомодный фасон, ее родство, хоть бы даже и не самое близкое, с лучшими тихими фильмами Мельникова очевидно. Здесь главные герои – страдающий чахоткой холостой классик Чехов и милая замужняя беллетристка Авилова. Чехов всю попадающую ему под руку жизнь сознательно перемалывает в литературу, не изменяя этой привычке даже при смерти (его знаменитая последняя просьба о бокале шампанского получает у Мельникова толкование). Авилова, напротив, в чужой литературе и служении ей находит смысл собственной жизни, превращаясь в поклонницу, жрицу дара. Может статься, Чехов вышел у Мельникова простоват не потому, что у Кирилла Пирогова не получилось встать вровень с Леонидом Мозговым из сокуровского «Камня» и Владиславом Ветровым из до сих пор не завершенной хуциевской «Невечерней», а потому, что такова и была авторская затея: Авилова увлечена не Чеховым из крови и плоти, а Чеховым из слов.

Выборгский зал внимал этой коллизии с сочувствием, правда, это была публика в возрасте. Скорей всего, эти люди весь год обходят «Выборг-палас» стороной – тот оккупирован их внуками, на которых рассчитаны фильмы регулярного репертуара. И только в августе сроком на одну неделю, не больше, оккупанты согласны сдавать территорию чужакам – взрослым зрителям и отечественным производителям. Что в эти дни как раз и происходит.

Выборг