Выставка «Бубновый валет»: Конницей по натюрмортам

Выставка «Бубновый валет», идущая в галерее «Дом Нащокина», что называется, летняя – не самую известную живопись блестящих художников там показывают для удовольствия, без претензий на логику и научность
М.Стулов/ Ведомости

Мощно красочные картины художников, входивших сто лет назад в объединение «Бубновый валет», действуют почти физиологически, как сильнодействующий энергетический коктейль. В залах «Дома Нащокина» они представлены в дозе, легкой для потребления: семьдесят произведений, в основном живопись, немного графики. Плюс не имеющий отношения к теме монументальный живописный опус Петра Кончаловского.

Есть прекрасные работы Аристарха Лентулова: его нагло-пестрый кубистский «Портрет М. П. Лентуловой с розами» 1913 года стал афишной картиной выставки, хотя более спокойный, написанный два года спустя портрет Сведомской смотрится значительно лучше. Но «Бубновый валет» ассоциируется прежде всего с художнической дерзостью, так что и представляет выставку картина, до наших дней сохранившая красочный вызов.

Изысканно приглушенны также написанные под влиянием кубизма ранние натюрморты Роберта Фалька, пышные пастозные букеты Натальи Гончаровой, Ильи Машкова и Александра Куприна, многочисленные сезаннистские пейзажи этих и других художников, имевших какое-то отношение к объединению, сегодня – классика русского модернизма. Как и большинство картин Петра Кончаловского – главного героя выставки.

Основная часть картин в залах «Дома Нащокина» – из музея в Абрамцеве, они не так знамениты, как работы, участвовавшие в больших выставках «Бубнового валета», проходивших несколько лет назад в Русском музее и Третьяковской галерее. Не включили абрамцевские картины Кончаловского и в его недавнюю персональную ретроспективу. Но это не значит, что холсты «Ирисы», «Парк» или «Сбор плодов» недостаточно хороши, просто художник был исключительно плодовит, и эти на сегодняшний взгляд очень респектабельные, живописные полотна для его творчества не вполне характерны.

Выставка эта могла бы считаться достаточно камерной и относительно спокойной, хотя такие определения к творчеству «валетов» мало подходят, но время идет, публика давно привыкла, что ее пугают, и мало чему удивляется, но и здесь есть от чего вздрогнуть. Организаторы вытащили из запасников Центрального музея Вооруженных сил по сей день эпатирующее зрителей «Купание Красной конницы», написанное в 1928 году, к десятилетию создания Красной армии.

В это время Кончаловский, как и другие художники, оказавшиеся в растерянности перед новым строем, пытались угодить новому заказчику – государству, не очень любившему революционеров в искусстве. Огромная картина, изображающая голых мужчин с лошадями, кажется вопиюще непристойной не из-за самих обнаженных тел, а благодаря способу их изображения – фигуры как будто сляпаны из мазков, как из кусков плоти и грязи. Понятно, почему она редко экспонируется: это порнография не в прямом, а в переносном смысле, с точки зрения живописи.