"За железным занавесом": Польскому искусству повезло больше, чем советскому

Выставка советских и польских художников из собрания Петра Новицкого хотя и называется «За железном занавесом» – рассказывает об искусстве больше, чем о политике
М.Стулов/ Ведомости

Полное название выставки, открывшейся в Музее декоративно-прикладного и народного искусства, – «За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше. 1945–1989». В нем слышится угроза и обличение, обещание столкновения мрачного кондового официоза и светлого свободного творчества художников, не продавшихся режиму.

В общем, так оно и есть, хотя официальное советское искусство тут из частного собрания и отобрано Петром Новицким со вкусом к живописи и уважением к художникам. Заказные советские картины здесь не идеологический кич, а добротная профессиональная работа, только скучная, как аккуратно выписанный Ленин на картине Матильды Булгаковой или красноносая доярка с орденом на груди, густо и мастерски намазанная темпераментной кистью Макса Бирштейна.

Польского соцреализма, можно считать, вообще не было, уже в 1960 г. партийное постановление утвердило 15%-ную квоту абстрактного искусства на выставках, фрондирующие художники норму эту исправно перевыполняли. Так что политической выставку «За железным занавесом» делают кроме советских еще и антисоветские работы, в основном перестроечного периода.

Среди них неожиданно солируют большие грубые картины Дмитрия Врубеля, законсервировавшие в себе злой протестный дух 90-х. На фоне пугающих, угрожающих врубелевских портретов Ленина и уголовника эффектная картина «Ленин-Сталин» Эдуарда Гороховского (сквозь буквы клички одного вождя проглядывает лицо другого), «Мир» Эрика Булатова (в «Рабочего с колхозницей» вписана статуя Свободы), политический плакат, накрашенный на холсте маслом, Ежи Рышарда Зелиньского «Улыбка» (красно-белый, в цвет польского флага рот зашит тремя крестами) кажутся только формальными упражнениями, лишенными бойцовского темперамента.

Политика на выставке кончается быстро, уступая место просто хорошей живописи, скульптуре и графике. Рассматривая работы Владимира Немухина и Эрны Розенштейн, Николая Вечтомова и Тадеуша Кантора, Владимира Яковлева и Эдуарда Штейнберга, не содержащие никакой политики, уже не думаешь, в каких условиях они были написаны. А только – почему достойные вещи хороших художников так мало востребованы даже на родине, не говоря уже о мире.

Вот в этом, наверное, и виноват пресловутый железный занавес, не дававший возможности русским и польским художникам войти в прямую конкуренцию с художниками западными.

Легкая компенсация за эту несправедливость была подарена в конце 80-х гг., когда цены на русских нонконформистов и их молодых антагонистов-продолжателей ненадолго поползли вверх. В то же время свою коллекцию начал создавать Петр Новицкий.

Он собрал много отличного качества работ замечательных русских художников, до этого неизвестных в Польше, и много качественных работ польских художников, до сих пор неизвестных в России. Но показывать их на выставке без политического сюжета, просто как искусство, не решился, предполагая, наверное, что наилучшим образом они могут смотреться именно на сцене, украшенной железным занавесом.

До 8 октября