Как проходят съемки на кинофабрике Мишеля Гондри

Корреспондент «Пятницы» понаблюдал за работой одной из съемочных групп, в состав которых может войти любой желающий

В фильме Мишеля Гондри «Перемотка» главные герои случайно размагничивают все кассеты в видеотеке и вынуждены, чтобы скрыть свою оплошность, самостоятельно переснимать известные фильмы. Фантазия Гондри не ограничилась одним фильмом, и по его мотивам он создал кочующую по миру кинофабрику, в которой любой желающий может снять собственное кино. Кинофабрика Мишеля Гондри будет действовать в Центре современного искусства «Гараж» в парке Горького до 30 сентября.

Группа, к которой присоединился в качестве наблюдающего корреспондент «Пятницы», собралась в одном из залов «Гаража» в субботу в 12.30. Это были не знакомые между собой люди, узнавшие об акции из рекламы или от знакомых и записавшиеся по телефону (кстати, свободные сеансы остались только в будни). Среди прочих снимать кино пришли две матери с дочками лет десяти, студент ВГИКа, две сотрудницы французского посольства, журналист-фрилансер, работница ЦДХ, мужчина в спортивных штанах с лампасами и его сын-подросток.

В первые моменты обсуждения будущего фильма показалось, что замысел Гондри вдребезги разбился о московскую угрюмость: собравшиеся в зале на предложение выбрать оператора и других членов съемочной группы притихли и потупили взгляд. Постепенно и ненавязчиво ведущая группы Оксана начала расшевеливать народ, предложив выбрать жанр, название и сюжет будущего фильма. Первыми в игру включились дети. Появились предложения – романтический детектив, комедия, драма. Девочка Ася, чтобы наверняка быть услышанной, несколько раз выкрикнула название «Смерть у стоматолога». Все посмеялись, но всерьез предложение не восприняли. Стали обсуждать названия «Путешествие в никуда» и «Путешествие куда-нибудь», возможность экранизировать «Москву – Петушки», но тут осенило студента Игоря: «Смерть – это не глагол, а существительное!» Удивительно, но его поняли сразу, и идея была принята: фильм будет о том, как к стоматологу, чтобы полечить зубы, пришла Смерть.

И вот уже все более сплоченная съемочная группа переходит в павильон, где распределяет роли и костюмы (происходит это как-то само собой и совершенно бесконфликтно), а также выбирает «локейшн», где будет происходить та или иная сцена. На кинофабрике имеется несколько полноценных павильонов, воспроизводящих быт советского времени – со всей необходимой бутафорией. Действие может происходить в «привокзальном кафе», «темном переулке», «квартире», «лесу», «купе поезда», «автомобиле» и «кабинете врача». Имеются всевозможные парики, противогазы, ружья, платья, сапоги, маски и даже арифмометр.

Как только начались съемки, из группы выделилась незаметная до этого Екатерина, которая стала вести себя как настоящий режиссер: давать указания оператору, определять мизансцены, бутафорию и даже реплики героев. Ей подчинялись беспрекословно, хотя каждый, как заправский актер, норовил добавить своему герою определенную «красочку». Медсестра сетовала на низкую зарплату, Смерть оказалась обаятельной и женственной, а стоматолог в поезде распивал водку и весьма натурально занюхивал ее бутафорскими бутербродами.

Пока снятые одним дублем сцены склеивал монтажер, актеры занимались изготовлением обложки для своего фильма, который выпускается только в двух экземплярах: один остается на кинофабрике, а другой участники группы должны самостоятельно распространить между собой и благодаря этому окончательно подружиться. В день снимается семь фильмов – организаторы уверяют, что все они будут отсмотрены Гондри. Уже сейчас на полке при входе имеются произведения «День учителя», «Баба», «Билет в один конец», «Коммуникатор» и Alyosha. Планируется устроить их показ.

Искусствовед Екатерина Гришина призналась, что не собиралась брать на себя роль режиссера, это случилось само собой. «Я сама очень удивлена тем, что стала руководить съемочным процессом, – сказала она «Пятнице». – Я шла сюда прежде всего посмотреть, как можно снять фильм всего за три часа». Сотрудник рекламного агентства Зоя Машковцева, сыгравшая Смерть, вообще думала, что идет на мастер-класс Мишеля Гондри. «Но если играть, то главную роль!» – говорит она. Впрочем, не всех привело сюда любопытство: следующая за нашей группа состояла из нескольких энергичных друзей, явно знающих, зачем они пришли.