Ярмарка «Бу!Фест»: Вольные издатели любят не только книги

В московском парке «Музейон» прошел 6-й «Бу!Фест». Его организовала Гильдия вольных книгоиздателей – и, как выяснилось, последние любят не только книги
Д.Абрамов/ Ведомости

Книжный фестиваль с несерьезным названием «Бу!» появился в августе 2009 года и проводится уже в шестой раз. И впервые – не в тесноватых залах арт-центров, вполне отвечавших, впрочем, атмосфере междусобойчика, а в парке «Музейон», что за зданием ЦДХ. И на сей раз междусобойчиком назвать его затруднительно. Среди зеленых лужаек и монументальных статуй парка расположилось более 300 участников, или почти вдвое больше, чем в прошлом году. Все три дня работали шесть сцен: две музыкальные («электрифицированная» и акустически-бардовская), литературная, лекционная, театральная и даже анимационная, где показывали «авторские» мультики. В режиме нон-стоп выходила малотиражная газета «Бумажка», «сотрудниками» которой были студенты школы журналистики, а «главредом» – вполне настоящий Валерий Панюшкин. И это не считая бесконечных развлечений для взрослых и детей, традиционных скорее для летнего паркового отдыха, чем для книжной ярмарки в традиционном понимании, – школы рисования акварелью и плетения косичек и т. д.

Спектр участников тоже оказался чрезвычайно широк. С одной стороны – действительно «вольные», т. е. являющиеся скорее арт-проектами микроскопические издательства вроде «Красного матроса» или «Треугольного колеса», выпускающие штучные книжки, редко доходящие до «настоящих» книжных магазинов. С другой – вполне серьезные «Время» и «Текст», чьи книги и авторы получают престижнейшие литературные премии. С третьей – издатели комиксов и графических романов, которых вообще непонятно куда отнести. И, разумеется, среди собственно книг там и сям продавались «сопутствующие товары»: этническая одежда и рукодельные украшения и все прочее, самими организаторами обозначенное как «цацки».

Полюбоваться на цацки за три дня пришло, заплатив за вход 100 рублей, по оценкам организаторов, около 8000 посетителей, т. е. в среднем по 2600 в день. Много это или мало? Для сравнения: ярмарку «Нон-фикшн», которая проходила в ЦДХ с 30 ноября по 4 декабря 2011 года в 13-й раз, посетило 34 000 человек, т. е. в среднем по 6800 человек в день. Учитывая, что в парковом формате фестиваль проходит впервые, а дачный сезон еще не закончился – не так уж и мало.

Уже второй год подряд «Бу!Фест» открывает целую вереницу книжных событий в Москве. В этом году в следующие выходные эстафету подхватит «Ярмарка на Никитском бульваре», проводимая «Альянсом независимых издателей и книгораспространителей» совместно с московскими властями в рамках Дня города, а в следующую за ней среду откроется Московская международная книжная выставка-ярмарка на ВВЦ. Но если отличие и «Бу!Феста», и «Ярмарки на Никитском» от огромной официозной ММКВЯ, на которую съезжаются крупнейшие издательские и книготорговые организации, в пояснении не нуждается, то отличие двух независимых фестивалей друг от друга не столь очевидно.

«Бу!Фест» – это не только книги, – поясняет один из организаторов фестиваля, создатель микроиздательства Memories Игорь Белый. – Это концерты, теперь вот еще и театр. Даже уличные жонглеры. Короче, отрыв всех творческих личностей, которые только могут присоединиться. А у них [на Никитском бульваре] все серьезно и академично – книги, книги, книги». Конечно, «академичность» «Альянса...» тоже несколько условна. Но большая доля правды здесь есть: на «Ярмарке на Никитском» предусмотрены многочисленные лекции по насущнейшим политическим и философским вопросам, а вот музыкальной программы или жонглеров там нет и быть не может.

Финансовая выгода от фестиваля для организаторов и для отдельных участников, заплативших взнос в 8000 рублей, весьма сомнительна – даже с учетом того, что у фестиваля впервые появились спонсоры. Но «вольные издатели» не унывают. «Быть независимым от государства – это очень важное ощущение, – говорит Игорь Белый. – Ты делаешь сам свое дело и ощущаешь глубокую внутреннюю свободу и радость от того, что ни перед кем не надо отчитываться и не может прийти начальник и спросить: «Что это вы тут устроили?!»