"Портрет/пейзаж: границы жанра": Как классическое искусство трансформируется в современное

«Портрет/пейзаж: границы жанра» – выставка хорошего качества живописи и современного искусства из собрания Музея Нанта, утверждающая, что основные традиционные жанры неизменны
А.Махонин/ Ведомости

Выставка состоит из портретной части – в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) и пейзажной – в Московском музее современного искусства (ММСИ) на Петровке. И в той и в другой классические картины показывают вместе с произведениями, проходящими по разряду modern и contemporary art, иногда тоже картинами, но чаще объектами, фотографиями и видео.

В некоторых случаях жанр произведения современного не вполне ясен. Например, одна из идейно важных для выставки работ «Автопортрет и все... Пуссена и других» Клода Рюто представляет собой четыре прислоненных к стене ровно выкрашенных холста, воспроизводящих плоскости картин и стены фона на автопортрете основоположника классицизма Никола Пуссена. Здесь если и портрет, то не человека, а метода построения картины.

Но в основном жанр выставленных произведений не вызывает никаких сомнений. Лицо Марины Абрамович – с живой змеей на голове, в муках пожирающей луковицу, счастливой или спящей – на мониторах так же является автопортретом, как и изображение молодого мужчины, написанное Тинторетто маслом по холсту – портретом.

«Вулканический пейзаж» нашего современника Эрика Фонтено – разбросанные по стене фрагменты графики, надписей и стекол – какой-никакой, но пейзаж, как и приятная картина Поля Серюзье «Жатва», написанная на сто лет раньше.

Портреты сосредоточены в одном зале ГЦСИ и как-то между собой перекликаются: растерянными взглядами на портретах мальчиков или цветочками у девушек. Пейзажи в ММСИ разбросаны по комнатам, и связь между ними найти не просто, может быть, ее даже и нет никакой, кроме жанровой. Очень крепкой, потому что естественной: человеку, художнику, интересен прежде всего он сам и окружающий его мир, а прочее – фантазии, натюрморты, бытовые и батальные сюжеты – только факультатив.

Международная команда кураторов выставки посчитала своей задачей «показать трансформацию, которую претерпели такие традиционные жанры, как портрет и пейзаж». Задача вроде решена, но схематично. Несколько десятков произведений не могут показать ни естественности изменения изобразительного, визуального, искусства, ни драматизма этого процесса. Поэтому классическое искусство и современное на выставке существуют как очень дальние родственники.