«Баядерка» в Риге: Привет от Петипа

Балет Латвийской национальной оперы, по великодержавным понятиям, труппа скромных возможностей. Но умеющая решать большие задачи. Что можно было наблюдать на премьере блокбастера Петипа
opera.lv

«Баядерка» оставалась последним из балетов Петипа, который в Риге в обозримом прошлом не ставили. Айварс Лейманис, взявшийся за ее новую редакцию, четверть века возглавляет балет Латвийской оперы и как никто знает возможности исполнителей и вкусы местной публики.

Никаких радикальных отличий от «казенной» (так зовут в балетном мире петербургские редакции) версии в этой «Баядерке» не обнаружено. Но с первых тактов увертюры, звучащей не по-балетному полнокровно (дирижер – Фархад Стаде), очевидно стремление перевести спектакль из артефакта прошлого в современное событие.

Латвийский балет, кажется, и не подозревает о рефлексиях, заставляющих сегодня многих постановщиков искать за наслоениями реставраторов подлинник Петипа. Не волнуют его и постмодернистские игры с классикой, в которые вовлекли коллег Матс Эк и Мэтью Боурн. Рижане, с одинаковой долей серьезности и ответственности танцующие хореографию Алексея Ратманского, Кристиана Шпука и Бориса Эйфмана, столь же тщательно выписывают текст Петипа – Пономарева – Чабукиани – Зубковского – Сергеева. Но ощущают его не прописями, а жизненной историей.

Лейманис не позволяет своей труппе никаких упрощений. Он достигает современной мобильности благодаря сокращению второстепенных ансамблей – таких, как длиннющий и многолюдный танец с веерами. А партии Солора и Гамзатти, некогда мелкие и пешеходные, укрупняет и поднимает до уровня заглавной.

И это логично, когда в труппе есть четыре комплекта исполнителей. Как минимум два из них, танцевавшие премьерные спектакли, не просто воспроизводят текст, но возвращают «Баядерке» конфликт не только сюжетный. Никии Маргариты Демьянок, обладательнице истаивающих линий, эфемерной невесомости и нестабильной техники, противостоит Эльза Леймане-Мартынова, не только удачливая соперница жрицы, но и балерина манеры героической и эффектной. В другом составе опытный партнер Алексей Овечкин, сам украшающий спектакль благородством манер и масштабностью танца, придает уверенности и Юлии Гурвич, которая заставляет любоваться контрастами образа Никии, и Юке Мияке-Соколовой, даже в роли злодейки Гамзатти сохраняющей хладнокровный академизм.

Японка – единственный «легионер» в балетной труппе Латвийской национальной оперы, до сих пор пополняющейся исключительно выпускниками собственной школы. И когда кордебалет 24 танцовщиц в картине «Тени» единым приемом открывает руки в пор-де-бра, это оказывается главным козырем рижской «Баядерки». И тут на вершинах Гималаев, кажется, возникает тень не Никии, а Петипа.

Рига