По вечерам в Московском планетарии можно посмотреть на звезды в телескоп

До конца сентября на уличной площадке астрономы будут показывать небесные светила всем желающим
Мирослав Робка

«Рысь – это очень тусклое созвездие, в нем нет ни одной яркой звезды. Надо иметь рысьи глаза, чтобы его увидеть»

Невооруженным глазом вы бы увидели одну звезду, – наклонившись к телескопу, говорит астроном. – А здесь две, и они разного цвета: желто-зеленая – главная, а голубая – ее спутник.

Настроив окуляр, он продолжает:

– Это двойная звезда Гамма Андромеды. Ее свет идет до Земли около 400 лет. То есть так она светила, когда на Руси было Смутное время.

Астроном на уличной площадке Московского планетария старается говорить как можно проще, чтобы его поняли даже дети. И действительно среди посетителей есть семьи с детьми, пришедшие к официальному началу наблюдений за небесными объектами в девять вечера.

С 3 сентября до конца месяца любой может зайти сюда вечером в понедельник, среду или пятницу, посмотреть на звезды и расспросить о них специалистов. Если, конечно, погода позволит: за пару часов до начала на сайте планетария появляется сообщение о том, стоит ли сегодня приходить. Все это происходит в рамках просветительского проекта «100 часов астрономии», который был придуман в 2009 году. С тех пор каждый год обсерватории разных стран бесплатно открывают для всех свои двери в лучший для наблюдений месяц в году.

В первый вечер при входе в планетарий толпятся человек пятьдесят. Небо еще светлое, а главное – в облаках. Звезд не видно, но это не смущает сотрудников планетария: они разбивают посетителей на две группы и проводят для нас экскурсию по астроплощадке, уставленной разными солнечными часами, инструментами, глобусами Земли и звездного неба.

– Как думаете, почему это созвездие называется Рысь, хотя на нее совсем не похоже? – задорно спрашивает ведущий, тыча указкой в темную карту.

Наша группа удрученно молчит. Наверное, остальные, как и я, не хотят признаваться, что в звездном небе вообще сложно увидеть что-то земное: деву, голубя или муху.

– Дело в том, что это очень тусклое созвездие, – объясняет экскурсовод, – в нем нет ни одной яркой звезды. Надо иметь рысьи глаза, чтобы его увидеть, считал ученый, давший ему такое название.

Через полчаса небо проясняется, и астрономы зовут нас к своим телескопам. На площадке их шесть-семь, и к каждому тут же выстраивается небольшая очередь. Я оказываюсь среди тех, кому предстоит увидеть двойную звезду Альбирео в созвездии Лебедя. Наклоняясь к телескопу, я вижу серое небо с рябью облаков. Заглянув в телескоп, я вижу абсолютную черноту, а в ней две яркие зведы – желтую и голубую. Это так неожиданно, что похоже на обман. Я вглядываюсь в Альбирео, пока двойная звезда не уходит из моего поля зрения. Оказывается, Земля так быстро вертится, что ее движение заметно в телескоп. Астроном опять настраивает инструмент. А я встаю в соседнюю очередь – за Луной.

– У вас окуляр запотел, я явно вижу несколько капель по центру, – отрывается от телескопа бородатый посетитель и с укором обращается к астроному. – Мешает смотреть.

Специалист срывает с прибора окуляр и вглядывается в стекло. Потом аккуратно ставит его на место и нравоучительно говорит:

– Пятна по центру – не в окулярах, а на Луне. Это, знаете ли, кратеры, а не капли.

– Но почему такие ровные и светлые? – изумляется бородач.

– Чем светлее кратер, тем он моложе, – поясняет астроном. – Темные образовались, когда Луна была еще горячей и лава выходила на ее поверхность.

Самая длинная очередь к Большой обсерватории, где находится огромный телескоп – он увеличивает объекты в 265 раз (телескопы на улице – в 50-70 раз в зависимости от окуляров). Туда пускают группами по 30 человек, но ждать приходится почти час. Многие выходят из очереди, чтобы посмотреть еще раз в уличный телескоп или в астрономический бинокль, который стоит без присмотра.

– Старушка, кажется, решила приготовить ужин, – сообщает подругам девушка, наведя бинокль на жилой дом. – Я б на ее месте давно уже устраивала стриптиз для посетителей планетария.

– А мужик на балконе меня фотографирует, – радуется следующий «зритель», потом переводит его на высотку на Баррикадной. – Здесь такие шикарные квартиры!

Когда я оказалась в обсерватории, небо снова заволокло облаками. Сотрудник планетария травит байки в надежде, что тучи еще разойдутся.

– Если вы решите самостоятельно изучать звездное небо, – говорит он, – советую вам сначала купить бинокль. Этого достаточно, ведь любой самый дешевый китайский бинокль сегодня круче телескопа, что был у Галилея 400 лет назад.

Когда байки кончаются, юноша принимает решение:

– Что ж, воспользуемся телескопом как подзорной трубой и посмотрим на ту звезду, которая всегда хорошо видна, – звезду на высотке на Баррикадной.

Телескопы доступны посетителям до полуночи. Во второй половине сентября на небосклоне появится пока не видимый Юпитер.