В театре Женовача поставили «Москву-Петушки»

Три причины, по которым эту премьеру нельзя пропустить

Первая важная премьера наступающего сезона – «Москва – Петушки» в «Студии театрального искусства». «Пятница» рассказывает о трех причинах, по которым ее нельзя пропустить.

Главный герой

Веничку Ерофеева в спектакле сыграет Алексей Вертков – один из самых известных актеров «Студии театрального искусства». Выбор ожидаемый: Вертков, бывший в «Мальчиках» по Достоевскому штабс-капитаном Снегиревым, а в гоголевских «Игроках» – Утешительным, умеет передавать особое состояние человека, ходящего по самому краю, но не утратившего игрового отношения к жизни. То, каким он будет Веничкой, можно представить по ролику, который «Студия театрального искусства» подготовила к премьере (диск с клипом был запаян в консервную банку, его раздавали зрителям на других спектаклях театра). Вертков произносит там короткий микс из текста Ерофеева и статьи Алексея Плуцера-Сарно, рассказывающей о том, какие спиртные напитки и коктейли упоминаются в поэме. Все больше пьянея и мрачнея, он готовит разные виды «ерша»: «Шпок», «Загнать медведя в берлогу», «Водолаза». Конечно, эти вариации на тему нельзя считать буквальной сценой из спектакля, но ясно становится одно: сочетание горечи и юмора в Верткове вполне ерофеевское.

Текст

Написанная в 1969 году поэма «Мос­ква – Петушки» больше всего поражает именно этим – каким-то сумасшедшим соединением отчаяния с комедией. Эту смесь в спектакле, безусловно, постараются передать. В интервью Сергей Женовач говорит о том, что ему претит, когда при инсценировке «Москва – Петушки» превращается в сцены из жизни выпивающих. И что для него Веничка  – единственный, кто в этой книге не пьян, потому что не может мертвецки пьяный человек плести такую сложную словесную вязь. И вообще, что все это он на самом деле рассказывает нам уже из другого мира.

То есть от трагической интонации в театре уходить явно не собираются – при этом и смешного здесь, конечно же, будет много. «Москва – Петушки» – произведение почти самоигральное; читаешь – и оно будто само раскладывается на череду ярких театральных эпизодов. Так что буквально видишь, как с Веничкой будут разговаривать ангелы (в спектакле их сыграют Мириам Сехон и Катерина Васильева), как будут выглядеть случайные собутыльники героя – младший и старший Митричи (Александр Прошин и Сергей Качанов). Или с каким лицом Сергей Аброскин, играющий старшего кондуктора Семеныча, станет слушать «сказки Шахразады» – эротические истории, которыми потчует его Веничка.

Сценография

Оформил премьеру главный художник СТИ Александр Боровский, и это интригует. Дело в том, что когда-то поэму Венедикта Ерофеева собирался ставить в Театре на Таганке Юрий Любимов. Спектакль так и не вышел, но сохранился макет к нему Давида Боровского (сегодня его можно увидеть в музее-мастерской знаменитого сценографа). Боровский-младший сочинил свое оформление, привнеся в него кое-что из разработок отца – а именно большую тяжелую люстру c разнокалиберными бутылками вместо рожков. Эта самая люстра висит в привокзальном буфете над головой Венички, который раздумывает, не обрушится ли она ему на голову. Обрушится или нет – увидим на спектакле.

15, 16, 22, 23 сентября, ул. Станиславского, 21, стр. 7, www.sti.ru