Зальцбургский фестиваль: Молодые режиссеры показали спектакли о поэтах и фигуристах

Одна из самых интересных программ Зальцбургского фестиваля связана с конкурсом молодых режиссеров. Многие из них ставят гораздо лучше немолодых
Silveri/ Steirischer Herbst

Программе Young Directors Project уже 11 лет, в ее рамках показали десятки первоклассных спектаклей, а лауреат первого конкурса наконец сделал что-то для большой сцены: Алвис Херманис вместе с дирижером Инго Мецмахером поставил оперу Циммермана «Солдаты».

Впервые, наверное, за историю конкурса одна труппа показала два спектакля. Работа француженки Жизель Вьен названа по-английски This is how you will disappear («Как вы исчезнете») и сделана усилиями двух дюжин европейских фестивалей. В зале перед началом очень темно. Авторам хотелось до последнего скрыть красоту сцены. Это лес с настоящей опавшей листвой (такой запах не подделать). В спектакле важен не сюжет, а дизайн и атмосфера. Звуки, порой очень громкие, с явным перебором басов, и игра со светом. Иллюзия сырого вечера, тумана, а затем и солнечного дня настолько совершенная, что возникает ощущение то ли кино в 3D, то ли голограммы в цвете. Результат впечатляет, хотя из часа двадцати и можно было бы вырезать минут тридцать.

Второй спектакль труппы скорее ставит в тупик. Его действие разворачивается на льду. В нем заняты фигуристы и хоккеисты. Сперва все по очереди тренируются. Затем фигуристка приступает к своему номеру, но поле заволакивает дымом, в нем появляется монстр, похищающий девушку. В клубах дыма на арене мигают огни летающей тарелки. Остается радоваться краткости действа, длящегося меньше часа.

Другое дело – «Якоб Михаэль Райнгольд Ленц» 30-летней Корнелии Райнер и ее театра «Русские горки». Вот где жалеешь, когда спектакль заканчивается.

«Ленц» заказывался фестивалем как инсценировка одноименной новеллы Георга Бюхнера. Затем к Бюхнеру добавились тексты самого Ленца, к ним же присоединились записки пастора Оберлина. В его доме в Эльзасе зимой 1778 г. писатель провел 20 дней.

Он был тогда в плохом состоянии, этот мало кому в те годы интересный литератор. У Оберлина его несколько раз настигали нервные срывы. Пастор и его семья сносили его причуды стоически, но, кажется, вздохнули с облегчением, когда Ленц (его вдохновенно играет Маркус Мейер) решил покинуть их дом. В дневнике пастор отметил, что в деревне одни не понимали, зачем он вообще приютил Ленца, другие считали, что его следовало выпроводить раньше. Третьи – что не следовало отпускать вообще. Но мы, написал пастор, поступили в соответствии с волей Божьей.

Ленц скитался по Европе и умер в Москве в мае 1792 г., прямо на улице. Обстоятельства его смерти неизвестны. Но по спектаклю становится понятным, какими были обстоятельства его жизни, где главной страстью оставалось слово. Он пишет тексты прямо на полу сцены – неистово, в каком-то забытьи. Действие сопровождается музыкой, извлекаемой из колокола и деревянной конструкции в виде русской горки, жестяной посуды и барабана. Так поэзия порождает то, что Вагнер называл «гезамткунстверк» (совокупное произведение искусства): звучит угрожающе, но оторваться невозможно.