Фестиваль в Люцерне: Так пели ангелы

В этом году программа «Модерн» на Люцернском фестивале по объему и представительности едва не затмила классическую часть афиши
P.Ketterer/ Lucerne Festival

В Люцерне всегда много и охотно играли современную музыку: Марк Заттлер, куратор, ответственный за программу «Модерн», придирчиво отбирает ансамбли и авторов, а композитор Пьер Булез основал молодежный оркестр Люцернской академии и ведет спецкурс и мастер-классы. Благодаря ему авторы, чей стиль и мировоззрение были сформированы в недрах IRCAM – объединения, созданного Булезом в Париже, – все чаще исполняются на фестивале.

Один из них – Михаэль Жаррелл. В утреннем концерте в церкви Святого Матфея прозвучал его опус ...car le pense... для шести вокалистов. Необычное тембровое сочетание истаивающих, вздыхающих голосов и двух гулких буддийских гонгов дополняли вибрации четырех камертонов, ножкой поставленных на малые тамтамы.

В том же концерте «Новые солисты Штутгарта» исполнили Tre canti senza pietre Сальваторе Шаррино для семи голосов. Рафинированный стиль деликатного силицианца обогащен здесь подражанием птичьему щебетанию и так называемыми природными звуками. Музыка этого утонченного визионера поражает естественностью и сокровенной простотой.

Ангельская тема последовательно проводилась в каждом сочинении, исполненном в то субботнее утро: исполнение опуса Штокхаузена «Человечество, слушай» было выстроено как ритуал. Шесть солистов с разноцветными шарами в руках двигались по кругу, обходя публику, сидящую в центре зала. Звуковой окрас по мере их продвижения то светлел (это приближались высокие голоса), то густел и плотнел.

Эффект достигался исключительно простыми средствами: публика оказывалась в центре звуковой «чаши». Этому впечатлению способствовала конструкция церкви: сводчатая, с двумя боковыми нефами, отделенными рядом колонн. В финале кольцо размыкалось; расходящиеся ветви мужских и женских голосов удалялись, звучали уже с крыльца, за алтарным приделом и смолкали.

Все сочинения, включая премьеру Хайнца Холлигера Nicht Ihts – nicht Nichts, представленные в безукоризненном исполнении «Новых солистов Штутгарта», имели философски-религиозную подоплеку. Тексты их трактовали о Боге и Люцифере, о Гермесе Трисмегисте, ангелах, Свете и Тьме, возникновении Порядка из Хаоса. Похоже, именно такая музыка имеет шансы стать мейнстримом в обозримом будущем.

Люцерн