"Русский Букер": Объявлен шорт-лист претендентов на звание лучшего романиста года

Объявлен короткий список «Русского Букера». Финальную шестерку составили очень достойные тексты, но больших неожиданностей она не принесла
ИТАР-ТАСС

Перед тем как огласить имена финалистов, председатель жюри – петербургский критик и эссеист Самуил Лурье со вздохом заметил, что «призрак справедливости все равно недостижим» и выбирать лучшие книги очень сложно. Остальные члены судейской команды – гендиректор фонда «Пушкинская библиотека» Мария Веденяпина, поэт Владимир Салимон, прозаик, режиссер, сценарист Павел Санаев и писатель Роман Сенчин в общем подтвердили это соображение, повторяя, что, будь их воля, список следовало бы расширить или слегка изменить. И признались, что один из финалистов (какой – неизвестно) был избран с помощью жребия, чего прежде не делалось. Но на этот раз судьи никак не могли договориться.

В итоге в финал вышел жутковатый роман журналистки Марины Ахмедовой о дагестанской девочке, потом девушке, надевшей пояс шахидки (Дневник смертницы. Хадижа. М.: АСТ-Астрель), нежное и печальное повествование Андрея Дмитриева о возможности (в конечном итоге – невозможности) диалога между современным городским юношей и селянином, единственным жителем всеми покинутой деревни (Крестьянин и тинейджер. М.: Время, 2012). За лавры лауреата будет сражаться и Евгений Попов с «интернет-романом», написанным по материалам собственного ЖЖ, «Арбайт, или Широкое полотно» (М.: Астрель, 2012), а также Ольга Славникова с фантастическим триллером «Легкая голова», блистающим формальным совершенством и до сих пор недооцененным (выдвинут на конкурс журналом «Знамя», вышел книгой в издательстве «Астрель»). Наконец, финиша достигли Мария Степнова с изящной семейной сагой «Женщины Лазаря» (М.: Астрель, 2011) и Александр Терехов с жестким романом о городских чиновниках «Немцы» (М.: Астрель, 2012).

Жаль, конечно, сошедших с дистанции Юрия Буйду, Олега Зайончковского и особенно Георгия Давыдова с неожиданным, ярким и стилистически безупречным романом «Крысолов», но короткий список «Букера», как видно, не место для неожиданностей. В этом, пожалуй, и заключается главное свойство получившегося короткого списка – предсказуемость, которая чуть только спотыкается на романе явно не из литературного мейнстрима – «Дневник смертницы».

Самуил Лурье, правда, указал и на другие скрепы, соединяющие как шесть текстов, вышедших в финал, так и другие, из длинного списка. По его мнению, романы нынешнего года объединяет общее ощущение того, как страшно жить в России, и отвращение героев друг к другу. «Никто даже не зовет никого на помощь, не верит ни в чью правоту, она немножко скулит, эта литература», – заключил председатель жюри.

Лауреат премии будет объявлен 4 декабря.