Как охотятся за солнечными затмениями

За неповторимым зрелищем чейзеры готовы отправиться на другой континент
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Associated Press

«В 2008 году на Алтае в момент полной фазы все закрыла черная туча и ударила молния. Вы знаете, я чуть не заплакал. Разочарование было сильнейшее»

Ближайшее солнечное затмение можно будет увидеть через месяц, 13 ноября, но любители eclipse chasing (их еще называют чейзерами) запланировали эту поездку давным-давно. Жителям России в этот раз ехать далековато – в Австралию, – но Сергея Цуканова это не останавливает. Основная работа Сергея – консалтинг и риск-менеджмент, а хобби – астрономия (в журнале «Вселенная, пространство, время» была даже опубликована его статья «Охота за затмением»). «Стараюсь ни одного затмения не пропустить, но на все попасть невозможно. До острова Пасхи в 2010 году я не добрался, а в Австралию – да, конечно, лечу», – рассказал «Пятнице» Цуканов.

Чейзеры без посредников

Сергей и его товарищи (врач, финансовый трейдер и авиационный инженер-прочнист, все – чейзеры со стажем) продумали путешествие заранее. Они собираются прилететь в Брисбен, улететь из Кэрнса, а через весь Квинсленд проехать на машинах. В планах– Большой Барьерный риф, знакомство с дельфинами и даже поездка на золотоносные шахты. «Затмение, конечно, гвоздь программы, но у нас большие планы – когда еще в Австралию попадем?» – говорит Сергей. На все про все (купленные в апреле билеты с пересадкой в Гонконге, проживание, аренда машины и даже питание) уйдет около 4600 долларов с человека. Если же покупать тур под названием Ring оf Fire (такие продаются в «Ас-Тревел», «Апельсин-Тур» или у других операторов), то стоить он будет от 6700 до 7500 долларов, причем без международного перелета. «Спрос на такие поездки очень небольшой, это штучный продукт – отсюда и цены», – объяснили «Пятнице» в одном из агентств.

На самом деле посредники любителям затмений просто не нужны. У них есть опыт в организации самых сложных поездок. Андрей Остапенко, активный участник Московского астрономического клуба и руководитель ежегодного фестиваля «Астрофест», собирал большие группы на «близкие» затмения – в Новосибирск и на Алтай. А в 2009 году решил организовать путешествие в Китай. «Это дорогая поездка, поэтому хотелось увидеть не только затмение, но и страну. Мы объехали Пекин, Шанхай и несколько других городов. Гостиницы искали на месте, без предварительного бронирования. Во-первых, дешевле, а главное, находишь варианты, которых не видно в поисковых системах. Очень помогал путеводитель Lonely Planet», – рассказывает Остапенко. Андрей гордится тем, что ему и его группе удалось найти «точку уникального базирования» на вершине священной горы. Оттуда затмение было лучше всего видно, а народу оказалось относительно немного.

Астрономический театр

Тогда в Китае было «затмение тысячелетия», оно длилось 6минут 39 секунд, в следующий раз такое случится лишь в 2132 году, поэтому туристов было особенно много. По данным Financial Times, приехало около 30 000 самостоятельных и 7000 организованных путешественников. Отели были полны, города и деревни украшены, как на праздник. С тех пор погоня за затмением вошла в моду. «Этот вид туризма сейчас на подъеме, – говорит Саймон Гроув, один из руководителей британской туристической компании Explore. – Вообще мы отмечаем всплеск интереса к наблюдениям за небесными явлениями, будь то затмение или северное сияние». Арам Каприелян, владелец компании TravelQuest International в Аризоне, которая специализируется на астрономическом туризме, подчеркивает, что люди, наблюдавшие небесные явления, хотят повторить этот опыт снова и снова. Таких среди клиентов компании почти 50%.

Не пропустить шоу

В день затмения, 22 июля 2009года, заботливые китайские власти обеспечили 80 самолетов для разгона облаков, и правильно сделали. Для чейзера нет ничего страшнее, чем после стольких приготовлений ничего не увидеть. «В 2008 году на Алтае в момент полной фазы все закрыла черная туча и ударила молния. Вы знаете, я чуть не заплакал, разочарование было сильнейшее», – признается телеведущий Вячеслав Хондырев. Арт-директор журнала «PROспорт» Роман Веденисов, побывавший на затмении в Новосибирске, сравнивает охотников за затмениями с ловцами волны. «Серферы все заранее знают про ветер, а чейзеры про погоду. Они изучают долгосрочный прогноз, метеорологическую статистику по региону. И если выясняется, что в том месте, где они находятся, вероятность облачности составляет 40%, а в ста километрах – 30%, они срываются и едут туда, сколько бы это ни стоило».

По словам Хондырева, который не раз фотографировал это природное явление, съемка затмения требует предельной концентрации и самообладания. «ВБолгарии я отвлекся, посмотрел в бинокль на небо и потратил 7 драгоценных секунд. Акогда я снимал в Турции, у меня даже руки дрожали от волнения. Но напряг волю, не отрывался от техники, на небо почти не смотрел, только в фотокамеру. Зато и снимки получились!» Андрей Остапенко объясняет, что и само наблюдение требует определенной тренировки. «За время полной фазы время сжимается, кажется, что все длится не несколько минут, а несколько секунд. Нужно успеть увидеть солнечную корону, и лунный лимб, и то, как проходит тень по поверхности Земли, и звездное небо с Меркурием во время полной фазы. Мы тренируемся с секундомером». По словам Андрея, затмение – это кульминация долгого процесса подготовки, поэтому нервы на пределе и во время полной фазы все вопят от возбуждения. Веденисов, наоборот, предпочитает наблюдать затмение там, где «нет криков и воплей». В 2008 году в Новосибирске все в основном смотрели с крыш, а Роман отправился в порт, где почти никого не было. «Там никто не отвлекал от главного астрономического спецэффекта, шоу, равного которому нет в природе».

«А знаете, что меня поражает почти так же, как затмение? – добавляет Андрей Остапенко.– Наступает полная фаза, появляется зловещее освещение, от солнца остается лишь тонюсенький серп, и зажигаются звезды. А машины по шоссе едут, не останавливаясь. Нет, вы только представьте: просто включают фары – и едут дальше».

Использованы материалы FT

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more