"Пятница" придумала новый герб Москвы

Спецкор Алексей Яблоков обсудил с герольдмейстером столицы вариант герба с дворнягой
Екатерина Балеевская

Десятого октября состоялась встреча журналистов с новым герольдмейстером Москвы. Замдиректора Центрального музея Вооруженных Сил Олег Кузнецов был назначен на этот пост только в июле, но за это время успел обнаружить в столичной геральдике немало недостатков. Формулировал он их четко, как и полагается герольдмейстеру и полковнику. Большинство окружных и муниципальных гербов выглядят не так, как должны. А именно: в них недостаточно выражен элемент принадлежности к Москве, то есть мало изображений Георгия Победоносца и кремлевской стены. Мало и знаковых архитектурно-мемориальных сооружений, которые вызывают у жителей гордость. Вместо этого – какие-то животные или растения.

«Если кого-то, извиняюсь, достал Георгий Победоносец, тогда и ваша собачка понадобится. Тогда надо проводить народный референдум, ставить вопрос на обсуждение»

– Конечно, можно гордиться бобром, волком и львом, – говорил Кузнецов.– Но их надо изображать так, чтобы ими можно было гордиться! Иначе это получаются просто детские картинки, которые ничего не внушают подрастающему поколению.

Герольдмейстер показал прессе несколько слайдов. Во-первых, комментировал он, герб округа должен выглядеть проще – а то бывает, что там и ленты, и держатели, и еще бог знает что. Во-вторых, хорошо бы, чтобы изображение Георгия Победоносца занимало не менее половины щита. Или чтобы на каждом гербе была статусная корона. В разных вариантах. Одна, как бы сложенная из кирпичей, – для территории города федерального значения. Другая, стилизованная под Колизей, – для внутригородской территории Москвы. Третья, с растительным орнаментом,– для сельских поселений.

Помянул Кузнецов и знаки органов государственной власти. Там обратная ситуация – Георгий Победоносец к месту и не к месту. Вот, скажем, знак государственной жилинспекции города Москвы: Георгий поражает копьем змея на крыше элитного комплекса. То же он делает на верхушке дуба в знаке Департамента природопользования и охраны окружающей среды.

Вообще с символами не шутят, продолжал герольдмейстер. Герб Москвы – это признак представителей государственной власти. Для чего рисовать его, например, на трамваях? Гораздо уместнее там был бы российский флаг.

– Даже к самому слову «Москва» надо относиться с почетом, – говорил Кузнецов. – Это ведь тоже символ. Слово «московский» в названии организации надо еще заслужить. Имы постараемся добиться, чтобы заксобрание внесло соответствующее изменение в закон о государственной символике.

У Кузнецова спросили, что совет намерен делать с гербами двух новых округов – Новомосковского и Троицкого.

– Возможно, будет один рассеченный щит: с одной стороны герб Троицкого округа, с другой – Новомосковского,– пообещал герольдмейстер.– Когда это будет? До конца года должны успеть, потому что администрация новых округов нам расслабиться не дает.

Я поинтересовался, кто будет рисовать новый герб – сам герольдмейстер или художники на аутсорсинге? Кузнецов ответил, что задача их совета – поправлять и направлять. Аразработкой и оформлением обычно занимаются сами округа.

– Но, конечно, у нас в совете есть и художники, – добавил Кузнецов. – Например, Николай Уколов – заслуженный художник, герольдмейстер ФСО, автор пятнадцати наград. Есть Владимир Никонов, народный художник России, участвовавший еще в разработке государственного герба в 1991 году.

Герольдмейстер выразил надежду, что контролировать столичную символику все же будут на самом верху. Ведь испокон веков русские императоры принимали личное решение по каждому гербу.

– Геральдику нельзя пускать на самотек! – предостерег Кузнецов.– Герб создан для самоидентификации, чтобы человек четко понимал разницу между «свой» и «чужой». Тем более вся современная молодежь общается иконическими символами. Надо формировать у подрастающего поколения чувство родины.

Когда встреча кончилась, я попросил герольдмейстера уделить мне пару минут. На встречу я принес проект нового герба Москвы, подготовленный общими усилиями «Пятницы». На красном фоне – крепкая дворняга с двенадцатью сосцами, символизирующими округа. Я показал картинку Кузнецову и спросил, что он думает по этому поводу.

Герольдмейстер Москвы углубился в проект.

– А собачка почему? – вдруг спросил он.

Я объяснил, что это не просто собачка, а дворняга – символ дружелюбия. Кузнецов продолжал изучать картинку, и мне стало не по себе.

– Может, хвост торчком сделать? – спросил я.

Но выяснилось, что дело не в этом.

– Прежде всего надо понять, чем людей не устраивает тот герб Москвы, который уже есть, – разъяснил герольдмейстер. – Если кого-то, извиняюсь, достал Георгий Победоносец, тогда и ваша собачка понадобится. Тогда надо проводить народный референдум, ставить вопрос на обсуждение. А вообще я не уверен, что москвичам нравится, что у них по городу столько дворняг бегает, – добавил герольдмейстер. – Всех благ.