Новый "Ревизор" в Петербурге: Комедию Гоголя привязали к эпохе Матвиенко

В Петербурге показали проект театра «Декор» – свежую версию «Ревизора». Жанр спектакля обозначен как «ораториальная драма»
В.Васильев

Идея носилась в воздухе. Эпоха правления Валентины Матвиенко запомнилась Северной Пальмире яркостью, блеском и артистизмом – чего стоит один только ставший интернетовским хитом поздравительный ролик к дню рождения губернаторши, где чиновники Смольного пели хором. Опять же и традиция: еще в 1860-м в Петербурге был дан знаменитый благотворительный спектакль – «Ревизора» разыграли писатели, в том числе Тургенев и Достоевский. Так что некоторое время назад родилась мысль поставить хрестоматийную комедию как актуальную политическую пьесу, включив в ткань действия городское начальство во главе с самой Валентиной Ивановной. Проект щедро спонсировал «Газпром», дошло чуть ли не до прогонов, однако тут отношения между газовой корпорацией и городской администрацией разладились – и дело встало. А когда администрация сменилась, спектакль все-таки довели до публичного показа – но теперь, разумеется, переведя актуальность в область ассоциаций и аллюзий.

Собственно, смысл такой «Ревизор» имеет, лишь пока эти аллюзии в публике пробуждаются. Михаил Дурненков адаптировал Гоголя к главной новации – трансгендерной: Городничий сделан Городничей по имени Антонина Антоновна. И Ляпкин-Тяпкин стал дамой: очевидный намек на вице-губернатора матвиенковских времен, а ныне замминистра культуры Аллу Манилову. Ну, и еще Земляника что-то вворачивает насчет толерантного демократического государства, в остальном текст играется как есть. Лишний раз доказывая, что актуализировать его в нашей стране нет нужды. «Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела», – разумеется, каждый в этот момент подумал о башне «Газпрома». В общем, как якобы сказал НиколайI после премьеры «Ревизора»: «Всем досталось, а мне – более всех!»

Притом обставлен этот, в сущности, капустник с богатством, приличным столь внушительному спонсору. Художники Петр Окунев и Ольга Шаишмелашвили выстроили гигантский трехстворчатый складень, на который проецируется изощренная анимация: меняются драпировки, скачут коляски, оживают ангелы, нюхают крысы, русский медведь вылез, а когда Городничая кроет подчиненных, слетает предупреждение «18+» – под хохот зала. На верхотуре складня овальные окошки, из них выглядывают хористы. Игорь Пономаренко написал кучу музыки, стилизованной подо все сразу: от литургии до советской песенной классики, от «Хованщины» до оперной итальянщины. Режиссер Андрей Прикотенко ловко свел капустническую манеру игры драматических актеров с хором, которому отданы все реплики персонажей «в сторону» и «про себя».

Хор не только поет, но изображает угнетенные коррумпированной бюрократией ширнармассы. Народу занято очень много плюс оркестр и сборная команда актеров – из Большого драматического и приглашенных. Прокат такого блокбастера стоит немалых денег, если они найдутся, спектакль может войти в афишу БДТ.

Санкт-Петербург