"Букер" снова достался Хилари Мантел

60-летняя британская писательница получила премию за исторический роман-сиквел «Внесите тела» (Bring up the bodies) о судьбе Анны Болейн
Хилари Мантел/ AP Photo/ Lefteris Pitarakis

Председатель жюри, главный редактор литературного приложения к газете Times Питер Стотхард назвал Хилари Мантел «величайшим современным британским прозаиком» и отметил, что, описывая кровавые события, Мантел мыслит и показывает всю моральную двусмысленность политической жизни.

Букеровское жюри этого года избрало довольно хитроумную, но абсолютно убедительную стратегию. Судьи не постеснялись выставить за пределы длинного списка знаменитостей – Иэна Макьюэна и Зади Смит, зато перед новичками и безвестными авторами распахнули дверь. Их уже в лонг-листе оказалось больше половины. Четверо вошли и в шорт-лист. Это дебютантка Элисон Мур с фрейдистским романом «Маяк» (Lighthouse), писатель малайзийского происхождения Тан Тван Энг с «Садом вечерних туманов» (The Garden of Evening Mists) о судье, выжившем в японском лагере для военнопленных. Здесь же и психологическая притча Деборы Леви "Плывя домой" (Swimming Home) о нарастающем безумии среднего класса, а также роман выходца из Индии Джита Тайила "Наркополис" (Narcopolis), рассказывающий красочную и драматичную историю бомбейского торговца опиумом.

Как осторожно давала понять критика еще до присуждения премии, никто из четверых, при всех несомненных достоинствах, подлинной конкуренции двум фаворитам все же не составлял. Главным соперником Хилари Мантел стал знаменитый в Британии Уилл Селф с романом «Зонтик» (Umbrella) – формально изощренным, модернистским описанием истории одной семьи (заодно и ХХ века) с говорящей фамилией Death.

Но славословий в адрес второй части трилогии Мантел «Внесите тела» и до оглашения результатов звучало больше. Критики не раз повторяли, что даже по сравнению с «Волчьим залом», заработавшим "Букера" в 2009-м, новый роман Мантел совершеннее – четче выстроен, глубже по мысли. В центре второго романа – история краха Анны Болейн, изложенная с точки зрения Томаса Кромвеля, судьбе которого посвящался «Волчий зал» (переведенный и на русский – М.: АСТ, Астрель, 2011).

Итак, жюри продемонстрировало многократное бесстрашие: не побоялось включить в шорт-лист неизвестных авторов. Не устрашилось обвинений в популистском решении – ведь сама форма сиквела словно бы автоматически переводит роман из высокой в массовую литературу, опирающуюся на эффект узнавания и приветствующую любую серийность. Нет, жюри своим решением подчеркнуло: никакая форма не исключает литературного качества. Не пошло оно и на поводу другого мифа: «нельзя награждать дважды, награды надо распределять между всеми». И в конце концов присудило премию букериату-2009. Лауреат "Букера" получает 50 000 фунтов стерлингов и гарантию, что премированная книга станет бестселлером, в придачу. Однако Хилари Мантел символический капитал уже ни к чему – после предыдущего "Букера" ее книги и так продаются превосходно.

Сколько во всем этом полезных уроков и для младшего брата британского "Букера" – "Русского Букера", и для наших лучших писателей, так пока и не освоивших один из самых эффектных и продуктивных литературных жанров – исторический роман.

Хилари Мантел пообещала, что напишет и третью, заключительную часть цикла, которая будет называться «Зеркало и свет», и продолжит историю Томаса Кромвеля вплоть до его казни в 1540 г.