Статья опубликована в № 3213 от 19.10.2012 под заголовком: Памятник себе

Выставка «Кайзер Максимилиан I и эпоха Дюрера»: Как сделать памятник себе

Выставка «Кайзер МаксимилианI и эпоха Дюрера», придуманная куратором Евой Михел, демонстрирует, как искусство работало на власть в ХVI веке

Бурно талантливый, глубоко образованный, смелый реформатор МаксимилианI (1459–1519), император германский, позднее ставший императором Священной Римской империи, формировал идеологию собственной власти умно и последовательно, сейчас же претворяя ее в эффектный визуальный миф.

Будучи умным политиком, Максимилиан понимал: образы власти обязаны быть наглядными, иначе народ их просто не воспримет. И потому главными его помощниками в творении собственного блистательного образа стали художники. В первую очередь Альбрехт Дюрер и Альбрехт Альтдорфер. Реже Ганс Бургкмайр и Бернхард Штригель.

Это они писали бесчисленные торжественные портреты Максимилиана, создавали аллегорические гравюры в его честь, составляли под его руководством разветвленные генеалогические древа. Одно из них есть на выставке – среди мифологических родственников императора изображены и старец Ной, и король Артур, и Карл Великий.

И эта, и другие представленные в венской «Альбертине» работы – гравюры, акварели, чеканки – дружно трубят императору славу. Но громче других гвоздь экспозиции – «Триумфальная процессия императора» Альбрехта Альтдорфера. Впервые эти рисунки тушью, раскрашенные акварелью, представлены в виде длинной, в 54 метра, ленты. В создании «Процессии» помимо Альтдорфера принимали участие и Дюрер, и Ганс Шпрингинклее.

Получилось действительно величественное зрелище. Здесь и рыцари с цветными, тщательно прорисованными знаменами, и пышные колесницы, и воины, и придворные дамы. Славить императора идут и львы, и медведи, и грифоны, и музы. Все это ни в коем случае не было набросками к реальному шествию императора – гравюра носила исключительно декоративный характер и служила продолжением другой, не менее грандиозной по размеру «Триумфальной арки».

Пусть триумфа, подобного тому, что переживали при входе в Рим римские императоры-победители, Максимилиан не испытал, иметь хотя бы его изображение хотел.

«Счастливейшие и свободные люди – это те, кто преодолевает предрассудки», – приводится в конце выставки высказывание Максимилиана. Он действительно умел не стесняться, разбивать предрассудки и творить новые традиции, в частности традиции создания заказного, подчиненного задачам власти искусства. Со временем уроками его охотно воспользовались и европейские, и российские монархи.

Вена. До 6 января

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать