Статья опубликована в № 3213 от 19.10.2012 под заголовком: Памятник себе

Выставка «Кайзер Максимилиан I и эпоха Дюрера»: Как сделать памятник себе

Выставка «Кайзер МаксимилианI и эпоха Дюрера», придуманная куратором Евой Михел, демонстрирует, как искусство работало на власть в ХVI веке
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Бурно талантливый, глубоко образованный, смелый реформатор МаксимилианI (1459–1519), император германский, позднее ставший императором Священной Римской империи, формировал идеологию собственной власти умно и последовательно, сейчас же претворяя ее в эффектный визуальный миф.

Будучи умным политиком, Максимилиан понимал: образы власти обязаны быть наглядными, иначе народ их просто не воспримет. И потому главными его помощниками в творении собственного блистательного образа стали художники. В первую очередь Альбрехт Дюрер и Альбрехт Альтдорфер. Реже Ганс Бургкмайр и Бернхард Штригель.

Это они писали бесчисленные торжественные портреты Максимилиана, создавали аллегорические гравюры в его честь, составляли под его руководством разветвленные генеалогические древа. Одно из них есть на выставке – среди мифологических родственников императора изображены и старец Ной, и король Артур, и Карл Великий.

И эта, и другие представленные в венской «Альбертине» работы – гравюры, акварели, чеканки – дружно трубят императору славу. Но громче других гвоздь экспозиции – «Триумфальная процессия императора» Альбрехта Альтдорфера. Впервые эти рисунки тушью, раскрашенные акварелью, представлены в виде длинной, в 54 метра, ленты. В создании «Процессии» помимо Альтдорфера принимали участие и Дюрер, и Ганс Шпрингинклее.

Получилось действительно величественное зрелище. Здесь и рыцари с цветными, тщательно прорисованными знаменами, и пышные колесницы, и воины, и придворные дамы. Славить императора идут и львы, и медведи, и грифоны, и музы. Все это ни в коем случае не было набросками к реальному шествию императора – гравюра носила исключительно декоративный характер и служила продолжением другой, не менее грандиозной по размеру «Триумфальной арки».

Пусть триумфа, подобного тому, что переживали при входе в Рим римские императоры-победители, Максимилиан не испытал, иметь хотя бы его изображение хотел.

«Счастливейшие и свободные люди – это те, кто преодолевает предрассудки», – приводится в конце выставки высказывание Максимилиана. Он действительно умел не стесняться, разбивать предрассудки и творить новые традиции, в частности традиции создания заказного, подчиненного задачам власти искусства. Со временем уроками его охотно воспользовались и европейские, и российские монархи.

Вена. До 6 января

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more