Статья опубликована в № 3213 от 19.10.2012 под заголовком: Завод зовет

Балет "Н2О" на Екатеринбургской индустриальной биеннале: Хореографа зовет завод

Екатеринбургский театр оперы и балета выпустил неожиданную премьеру. Год назад заступивший на пост главного балетмейстера Вячеслав Самодуров поставил балет «H2O» для Второй уральской индустриальной биеннале современного искусства
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
С. Бутолин

Премьера прошла на территории «Уралтрансмаша» – завода, который почти в два раза старше местного оперного театра. При Александре I это была золотопромышленная фабрика, а со времен Великой Отечественной здесь завод военной техники. Публику на премьеру подвозили строго по спискам. В бывший цех завезли звуковые и светоустановки, разгородили условные партер и помост сцены. Между генеральной репетицией и премьерой артисты на глазах публики сушили амуницию с помощью тепловых пушек, но в спектакле никаких скидок на походные условия не было.

Самодуров, для памятливых балетоманов символизирующий петербургский академизм, в Екатеринбурге оказался после десяти лет работы в Амстердаме и Лондоне – главных центрах европейской танцевальной мысли. Оттуда он привез актуальную эстетику и умение работать в команде. Спектакль поставил в сотрудничестве с местным диджеем Виталием Жеребцовым, который предложил микст классики и электроники, и художником Владимиром Селезневым, придумавшим эффектный вариант стандартной танцевальной униформы.

Владение пространством – одно из важнейших навыков хореографа – Самодуров демонстрирует с самого начала спектакля: персонажи появляются поодиночке в противоположном от зрителя конце огромного цеха, и само движение к сцене задает ритм балета. Под старинные салонные танцы два десятка танцовщиков образуют дуэты. На долю каждого выпадают считанные минуты, но постановщик обыгрывает силу и ловкость одних, текучую заторможенность других, игривость третьих. Потом гармония первоначальных отношений разбивается, танцовщиков заливает неоновый свет прожекторов и яркая краска на теле, которая смешивается в немыслимых сочетаниях от соприкосновений с партнерами. В агрессивных массовых танцах не осталось и следа от влияния Баланчина и других неоклассиков. Здесь живет уже дух Форсайта и Макгрегора. Буйная энергия толпы подчеркивается контрастом с другой массой – Самодуров рекрутировал в «H O» работников «Уралтрансмаша», придумав им несколько роботоподобных движений. А гармонию возвращает та самая Н2О. Она начинает струиться сверху, смывает с тел краску и объединяет пару танцовщиков (Елена Воробьева и Андрей Сорокин) в любовном адажио. Самодуров в отличие от самых именитых российских хореографов предыдущего поколения не стесняется красивых лирических сцен. Так же как и других нетривиальных шагов, которых сложно ожидать от человека 38 лет, сделавшего блестящую западную карьеру и приехавшего поднимать балет в город, где у заводов пока более громкие имена, чем у театров.

Екатеринбург

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more