Балет "Н2О" на Екатеринбургской индустриальной биеннале: Хореографа зовет завод

Екатеринбургский театр оперы и балета выпустил неожиданную премьеру. Год назад заступивший на пост главного балетмейстера Вячеслав Самодуров поставил балет «H2O» для Второй уральской индустриальной биеннале современного искусства
С. Бутолин

Премьера прошла на территории «Уралтрансмаша» – завода, который почти в два раза старше местного оперного театра. При Александре I это была золотопромышленная фабрика, а со времен Великой Отечественной здесь завод военной техники. Публику на премьеру подвозили строго по спискам. В бывший цех завезли звуковые и светоустановки, разгородили условные партер и помост сцены. Между генеральной репетицией и премьерой артисты на глазах публики сушили амуницию с помощью тепловых пушек, но в спектакле никаких скидок на походные условия не было.

Самодуров, для памятливых балетоманов символизирующий петербургский академизм, в Екатеринбурге оказался после десяти лет работы в Амстердаме и Лондоне – главных центрах европейской танцевальной мысли. Оттуда он привез актуальную эстетику и умение работать в команде. Спектакль поставил в сотрудничестве с местным диджеем Виталием Жеребцовым, который предложил микст классики и электроники, и художником Владимиром Селезневым, придумавшим эффектный вариант стандартной танцевальной униформы.

Владение пространством – одно из важнейших навыков хореографа – Самодуров демонстрирует с самого начала спектакля: персонажи появляются поодиночке в противоположном от зрителя конце огромного цеха, и само движение к сцене задает ритм балета. Под старинные салонные танцы два десятка танцовщиков образуют дуэты. На долю каждого выпадают считанные минуты, но постановщик обыгрывает силу и ловкость одних, текучую заторможенность других, игривость третьих. Потом гармония первоначальных отношений разбивается, танцовщиков заливает неоновый свет прожекторов и яркая краска на теле, которая смешивается в немыслимых сочетаниях от соприкосновений с партнерами. В агрессивных массовых танцах не осталось и следа от влияния Баланчина и других неоклассиков. Здесь живет уже дух Форсайта и Макгрегора. Буйная энергия толпы подчеркивается контрастом с другой массой – Самодуров рекрутировал в «H O» работников «Уралтрансмаша», придумав им несколько роботоподобных движений. А гармонию возвращает та самая Н2О. Она начинает струиться сверху, смывает с тел краску и объединяет пару танцовщиков (Елена Воробьева и Андрей Сорокин) в любовном адажио. Самодуров в отличие от самых именитых российских хореографов предыдущего поколения не стесняется красивых лирических сцен. Так же как и других нетривиальных шагов, которых сложно ожидать от человека 38 лет, сделавшего блестящую западную карьеру и приехавшего поднимать балет в город, где у заводов пока более громкие имена, чем у театров.

Екатеринбург