33-й Антикварный салон: Лучшее не продается

33-й Российский антикварный салон проходит в привычном режиме – среди завалов больших картин в золотых рамах можно найти благородную и ценную живопись. Особенно в некоммерческом разделе
С. Портер/ Ведомости

Некоммерческие специальные проекты – спасение антикварных салонов, проходящих в Центральном доме художника уже шестнадцать лет. Художественный уровень этих выставок, собранных из частных коллекций, неизменно задает такой высокий и чистый тон, что все остальное кажется неважным.

Лицо нынешнего салона – выставка «Семья Кранахов, их предшественники и современники. Немецкая живопись конца XV–XVI. Из частных собраний Москвы». У нее не только название музейное, но и уровень. Несколько вещей здесь принадлежат Михаилу Перченко, чья коллекция в прошлом году занимала почетные места на выставке в Пушкинском музее. Там, как и на антикварном салоне, показывался превосходный мужской портрет Бартеля Брейна Старшего, сумевшего на небольшой дубовой доске сохранить черты лица и свойства характера большеносого рассудительного мужчины, жившего много столетий до нас.

Галерея Перченко «Старые мастера» – бессменный участник антикварных салонов, она всегда выдерживает художественный уровень и представляет старые картины как подлинную роскошь, которой они, пережившие столетия, собственно говоря, и являются, хотя стоят дешевле модных лидеров современного искусства. Понятно, что ничего равного выставленным в спецпроекте вещам галерея не показывает, как и весь антикварный салон.

Так что репродуцированное на обложке каталога и в пригласительном билете затейливое, сказочное и одновременно бытовое «Благовещение», подписанное монограммой AG, – к самому салону, к вещам, которые на нем продаются, отношение имеет только косвенное.

В последние годы антикварный салон, долго поднимавший уровень, потихоньку его опускает – не приезжают новые зарубежные участники, нет сенсационных предложений. Что говорит не об антиквариате как таковом, а о нежелании людей тратить деньги во времена экономической нестабильности.

Некоторые галереи-старожилы по-прежнему делают красивые экспозиции – для своего и зрителей эстетического удовольствия. Их становится все меньше, тем более стоит отметить стойкость «Элизиума», в этом году представившего модернистские и неоромантические картины Марии Лагорио (главная, самая крупная и салонная «Богиня плодородия Кибелла» оценена в $70000), пару маленьких, но выразительных эскизов Михаила Нестерова и две декоративные легкомысленные работы Марии Васильевой, выцарапанные на фольге.

Галерея Владимира Каплунова, привозящего из года в год картины русских эмигрантов, на этот раз показала яркие, в модернистском парижском стиле, пейзажи – с цветущим миндалем и корабликами – Ивана Годлевского ($30000–50000), родившегося в начале и умершего в конце прошлого века в России. Успевший усвоить уроки модернизма мастер яркого цвета и хорошего настроения – Годлевский не был оценен в обществе советском, но к концу жизни его работы охотно покупали на европейском рынке.

История Годлевского – с относительно счастливым концом и, кажется, должна внушать надежду, что хорошие, профессиональные, некондовые живописцы, которых немало было в советские времена (особенно сформировавшихся в 20-х годах), наконец-то найдут своего покупателя, состоятельного любителя искусства. Но не так-то много их находится, хороших художников было гораздо больше.

Цена же рыночная, понятно, складывается не только из качества работ, но учитывает сумму различных обстоятельств. Вот, например, Alexander Art Group несколько салонов подряд демонстрирует исключительно работы лидеров русских торгов зарубежных аукционов. У нее на стенде висит большой натюрморт Наталии Гончаровой, на котором изображен букет цветов. Оценена эта невыдающаяся работа великой русской художницы в $600000. В другом конце большого зала ЦДХ на стенде Русской антикварной галереи есть почти такой же большой живописный букет ленинградской художницы Евгении Антиповой, оцененный в $25000. Пропасть между двумя женскими букетами не художественная, а ценовая. Ну и для сравнения: галерея «Виардо» на своем стенде показывает чисто голландский большой натюрморт с букетом тюльпанов, написанный в конце XVII века Карелом ван Вогеларом, просят за него $100000.

До 28 октября