"Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья": Выставку в Эрмитаже невозможно назвать ни веселой, ни скандальной

Выставка «Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья» в Эрмитаже – уже не смех сквозь ужас, как обычно бывает у братьев-художников, а полный апофеоз абсурда
Е. Кузьмина/ Ведомости

Новая выставка братьев Чепмен по содержанию вполне ожидаема. Подрисовывать чужие произведения и играть в фашистов – их давнее художественное занятие, насмешка над адскими ужасами – их кровная, излюбленная тема.

Эрмитажная выставка состоит из девяти огромных стеклянных кубов, в которых неисчислимое (сосчитать действительно невозможно – десятки тысяч) количество маленьких раскрашенных пластиковых фигурок – фашистов, садистов, скелетов, свиней, джокера, мутантов – разыгрывают сцены кровавого насилия. Фашисты, как обычно у Чепменов, оказываются жертвами, а не мучителями. Нынешние кубы – воссоздание чепменовского проекта «Ад», сгоревшего несколько лет назад.

Вторая часть «Конца веселья» – испорченные Чепменами поздние оттиски хрестоматийных офортов Гойи «Ужасы войны». Тактично, не меняя содеянного гениальным художником, братья аккуратно пририсовали некоторым персонажам рыбьи глаза, маленькие противогазы и стрекозьи хоботы. Демонстративно детские шалости взрослых художников сделали классические сцены не такими жестокими и натуралистичными, а почти игрушечными, напоминая, что искусство – только игра, хотя и пугающая.

И фашисты-солдатики, и разрисованный Гойя известны по выставкам Чепменов, в том числе и московской, пятилетней давности. Отличие уже виденного от нового показа – масштаб (адские сцены – гигантский муравейник) и название, как всегда продуманное, ироничное.

Чепмены всегда насмешничают, интервью дают в два голоса и от серьезных вопросов уклоняются. Поэтому приведенный в каталоге выставки их длинный разговор с куратором Дмитрием Озерковым ничего зрителю не объяснит. Зато все поставил на место в каталожном предисловии директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: сравнил Чепменов с Брейгелем и Босхом, объяснил, что смех (видимо, как бодрствующий разум) убивает чудовищ.

Кому и Босх не смешон, смотреть на Чепменов не забавно, но это не важно. Все равно ясно: они придали своему молодецкому черному юмору эпический размах, но в комическом миниатюрном формате. Что лелеемые ими и такие питательные для творчества детские страхи и фобии – перед серьезным искусством (отец Чепменов – преподаватель живописи) и нацистскими зверствами – давно компенсированы известностью и репутацией в арт-мире. Когда у художников кончаются эмоции, их спасают опыт и мастерство. И вот перед нами скучноватая, но очень профессиональная выставка бывших бунтарей, а теперь почти классиков.

Числить в провокаторах Джейка с Диносом сегодня безнадежно поздно, старшему уже пятьдесят, работы их предсказуемы. Быть шокированным их выставкой могут только люди, в искусстве не просто не сведущие, а самоуверенно не желающие в нем разбираться. Такие пусть в новенькое, с большим пафосом переделанное в современный музей здание Главного штаба, где проходит выставка, и не заглядывают.

До 13 января