И "Оскара" своего уберите: Роберт Макки провел семинар в Москве

Роберт Макки, автор книги «История на миллион» и учитель оскаровских лауреатов, провел в Москве четырехдневный семинар, на котором объяснил российским сценаристам, кого убивать и над кем смеяться
Роберт Макки/ O.LABAN MATTEI/ AFP

«Четыре дня пробыл в раю», – отчитался после этого семинара один начинающий сценарист. Рай получился довольно напряженным: с девяти утра до восьми вечера, с двадцатиминутными перерывами каждые два часа, тонна информации, подробный, почти покадровый разбор двух фильмов – «Семь» Финчера и «Мосты округа Мэдисон» Иствуда. Чтобы попасть на семинар, надо было заплатить около 30000 руб., но рай того стоил.

Макки – сценарный гуру, он уже 15 лет ездит с семинарами по всему миру, в Москву приехал во второй раз. Год назад он учил рассказывать истории, на этот раз углубился в теорию жанров: первые три дня подробно разбирал структуру детектива, комедии и мелодрамы, а на четвертый день рассматривал синтез жанров – телесериалы. Он не дает универсальных рецептов создания шедевра, но систематизирует и развивает то, что известно о жанрах еще со времен Аристотеля. В общем, структурирует мозги, как сказал один из слушателей семинара.

Семинар, в общих чертах, основан на книге «История на миллион», но книга, несмотря на то что по-прежнему остается бестселлером, далеко не так обаятельна.

В «реальном» режиме Макки работает и как бухгалтер, и как рассказчик, и как шоумен. Он строит семинар как многоактную драму, спектакль одного актера – и срывает овацию в финале. В «день детектива» он предложил каждому, кто собирается взяться за детектив, сначала сесть и придумать идеальное преступление, которое невозможно будет раскрыть. А потом встать на место следователя и раскрыть это преступление. «У меня скопилось несколько действительно идеальных преступлений, которые я раскрыть не смог, – сообщил Макки. – Они продаются».

Он довольно резок («Джеймс Кэмерон заткнул 3D нам в глотку»), не уважает «арт-кино» («Все меньше и меньше сюжета, все больше декоративной съемки») и считает, что главное в искусстве – это человек и «истории о том, как быть человеком», а главная задача писателя, сценариста, журналиста – это «понять жизнь как очень тяжелую работу, понять человеческую природу».

Но о чем бы ни рассказывал Макки – он постоянно возвращается к телесериалам. Будущее историй именно за телевидением, уверен он. «Если бы я был молодым сценаристом, – говорит он, – я бы не писал полнометражные фильмы, я бы работал над тем, чтобы создать лучший телесериал в истории. Настоящие соборы сценарного мастерства XXI в. будут построены для телевизионных проектов. В Америке на телевидении гораздо больше творческой свободы, чем в кинематографе, который становится все более консервативным».

Дмитрий Нестеров, президент Cinemotion Group, которая и пригласила Макки в Россию, говорит, что после предыдущего семинара все слушатели – а среди них были и теледеятели, и киношники – «начали разговаривать на языке Макки». Может, после новых семинаров они перестанут разговаривать и напишут что-нибудь настоящее.