"007: Координаты Скайфолл": Агент в самом расцвете сил

Джеймс Бонд роскошно встретил кинематографическое 50-летие: «Координаты Скайфолл» (Skyfall), 23-й фильм об агенте007, стал едва ли не лучшим в истории бондианы
У Бонда консервативные вкусы/ outnow.ch

Начинается серия, как все уже привыкли, с такой погони, что вдохнуть и не выдохнуть. В Турции Бонд преследует злоумышленника, умыкнувшего самый секретный в мире хард-диск. Расступись, турист! С дороги, лоточники! Агент и жулик несутся по крышам на мотоциклах, въезжают на рынок: всмятку халва и пахлава! кишмиш во все стороны! лопни, чурчхела! Следом едет юная бондовская ассистентка на джипе и азартно давит недодавленный Бондом урюк. Эх, молодо-зелено! В момент, когда миссия уже близка к финалу, девушка неудачно стреляет, и007, не обретя хард-диска, с дыркой в груди падает с моста в объятия русалок. Начинаются титры – комикс про загробный мир.

Дальнейшие события соблазнительно прочитать как предсмертное видение агента, но режиссер Сэм Мендес, автор знаменитой «Красоты по-американски», проводит скорее сеанс глубокого психоанализа.

Пятидесятилетие бондианы – хороший повод поговорить о возрастном кризисе. Когда мы видим Бонда после провала турецкой миссии, он небрит, нетрезв и явно недостоин звания британского офицера. Дэниел Крейг – великий мастер сыграть что угодно, не меняя выражения лица, – убедительно показывает, что007 буквально достиг дна. Никогда прежде не видали мы Бонда таким осунувшимся. Никогда у него не дрожали руки. Никогда его уши не торчали еще так печально.

Плохи дела и у всей британской разведки. Она морально устарела и не держит удар. Хакер-террорист взрывает штаб-квартиру МИ6. Несгибаемой М (Джуди Денч) прямо дают понять, что пора на пенсию. Тут-то в ее темной гостиной и материализуется007 со стаканом в руке и заготовленной шуткой: «Читал ваш некролог про меня, плакал».

Еще бы не плакать: Джуди Денч в этой серии играет не просто шефа разведки, а практически родину-мать, которая любит своих сыновей, но если что – отдаст порвать их на британский флаг (символично украшающий спину фарфорового бульдога на рабочем столе М). Ведь злодей с опереточным именем Сильва (Хавьер Бардем, перекрашенный в пергидрольного блондина) – тоже бывший агент с двумя нулями, злой близнец Бонда, когда-то преданный М и теперь мечтающий о мести. И тактика у них с Бондом одна и та же, мазохистская: для достижения цели оба дают себя поймать, связать, унизить – такова логика, воспитанная в них годами секретной службы. Столь драматические отношения с родиной-матерью авторы фильма объясняют просто: «Лучшие агенты получаются из сирот».

Когда источник травмы обнаружен, остается ее проработать. Вернуться в прошлое, в детство бондианы. Открыть гараж с антикварным Aston Martin. Скопировать фирменную позу Шона Коннери. Вспомнить о его шотландских корнях. И познакомиться, наконец, с Манипенни, которую в двух первых фильмах с Бондом – Крейгом несправедливо забыли.