Литературная премия "Нос": в шорт-лист вышло девять авторов

Литературная премия «Нос» объявила финалистов: социальное уравновесило словесное
Поэт-концептуалист Лев Рубинштейн ныне претендует на награду со сборником публицистических колонок/ А.Астахова/ Ведомости

За «новую социальность» в списке отвечают Сергей Гандлевский с мемуарами «Бездумное былое», Николай Кононов со сборником «Бог без машины. История 20 сумасшедших, сделавших в России бизнес с нуля», Олег Рашидов с исследованием «Сколково. Принуждение к чуду» и Лев Рубинштейн с коллекцией колонок «Знаки внимания».

На Красноярской ярмарке книжной культуры, проходящей при поддержке благотворительного Фонда Михаила Прохорова уже в шестой раз, состоялось ключевое ее событие: публичные дебаты премии «Нос», в результате которых выяснился короткий список. Под чутким руководством критика Константина Мильчина обновленное в этом сезоне жюри, в которое вошли критики Николай Александров, Галина Юзефович, писатель и литературовед Андрей Аствацатуров и лингвист Максим Кронгауз, при участии экспертов (Дмитрий Кузьмин, Андрей Левкин, Линор Горалик) на глазах внимавшей им публики довольно мирно, без бурных ссор и криков (которые, бывало, случались прежде) отобрали из 27 авторов лонг-листа девять финалистов.

«Нос» расшифровывается двумя способами: «новая словесность» и «новая социальность». По сути, это означает, что в одну телегу жюри и экспертам нужно впрясть взаимоисключающие элементы. Ведь если автор сосредоточен на поиске новых литературных форм, ему, как правило, не до размышлений о закономерностях истории и смене эпох, главный и любимый его герой – язык. И напротив, тем, кого занимает новейшая российская история, нет большого дела до того, насколько нов язык их рассуждений о ней. Вот и получилось, что список распался на две почти равные части. Лишь в незначительном большинстве оказались те, для кого важнее формальный поиск, словесная вязь: Лора Белоиван со сборником «странной прозы» о вымышленной деревне Южнорусское Овчарово «Карбид и амброзия», Георгий Давыдов с романом «Крысолов», в котором с набоковским изяществом автор рассказал историю барона Федора Буленбейцера, ненавистника крыс и большевиков, а также сочинители романов с авантюрной интригой Елизавета Александрова-Зорина («Маленький человек») и Михаил Гиголашвили с «Захватом Московии».

Однако самую обаятельную книгу списка – «Юные года медбрата Паровозова» Алексея Моторова – трудно назвать и новаторской прозой (она традиционна!), и социально значимым высказыванием (образ эпохи здесь вовсе не предмет авторской рефлексии). Это литературный дебют Алексея Моторова, описавшего собственные будни в Седьмой московской клинической больнице, где в середине 1980-х автор служил медбратом. Перед нами еще одно высказывание в жанре «записок врача», полное, однако, не только «человеческих историй», как у Булгакова или Вересаева, но и уморительного, пусть и довольно специфического врачебного юмора.

Пока именно у Моторова больше всего шансов на приз читательских симпатий (200000 руб.) – интернет-голосование вывело его в явные лидеры. Продержится ли Моторов до самого финала, когда во время открытой дискуссии жюри и эксперты выберут победителя (приз – 700000 руб.), увидим в конце января.