«Скрюченный король» на фестивале «Большая перемена»: Букварь в танце

Спектакль легендарной француженки-хореографа Каролин Карлсон украсил программу фестиваля «Большая перемена»
Радикальный стиль хореографа сгодился для детей/ Н. Якушина

В этом году в большой и разнообразной программе международного фестиваля театра для детей благодаря сотрудничеству с Французским институтом в России появился целый блок танцевальных спектаклей. Что неудивительно: пластический театр все решительнее завоевывает мир. Однако появление в афише Национального центра хореографии Рубе Нор-Па-де-Кале выглядит неожиданностью: его возглавляет Каролин Карлсон – одна из легенд мирового авангарда, известная радикальностью почерка. В Москве она представила балет «Скрюченный король».

Сказку о злом и жадном короле и несчастном горбуне, которому была послана прекрасная маленькая девочка в дочери, написала Мари Деплешен, и ее текст звучит в спектакле. Но для постановки Карлсон он совершенно необязателен. Хореограф, взяв в союзники только музыку своего постоянного соавтора Рене Обри, визуальные эффекты художника Стефана Верите и трех танцовщиков, придумала спектакль, понятный без единого слова.

Компактная сцена Центра имени Мейерхольда полностью освобождена для танца, только время от времени на ней появляются то книжный фолиант, то стол, то короб с драгоценностями короля. Зато двойной задник с проекциями находится в беспрестанном движении, превращаясь и в пустыню, и во дворец, и в хижину. Свободное пространство полностью принадлежит трем танцовщикам, разыгрывающим сказку. Карлсон не делает скидку на возраст зрителей «Сказочного короля»: ее почерк, соединяющий взрывную мощь и кошачью мягкость, легко узнаваем и в мелкой, «птичьей» пластике девочки, и в силовой партии горбуна, и в скованных движениях короля, ограниченных весом огромной «золотой» короны. Но «Скрюченный король» совершенно лишен пластической зауми, с которой часто представляется современный танец непосвященной публике. Это идеальный букварь по взаимоотношениям с движениями, из которого становится ясно, что танец с наибольшей интенсивностью и лаконизмом может передать контрастные эмоции. И дошкольники, которыми был полон зал, даже не пытались бежать вон во время 50-минутного спектакля, но долго после его окончания аплодировали, как взрослые.