Александр Вершинин: Дизайнеры отдыхают

Сейчас многие автопроизводители не рискуют менять дизайн новых моделей

На только что опубликованных фотографиях шестого поколения люксового седана Maserati Quattroporte, официальная премьера которого состоится лишь в следующем году, разглядеть новую машину удается далеко не сразу. Вполне качественные изображения приходится изучать с максимальным увеличением: кажется, изменилась форма фар, а оформление багажника и задних фонарей выполнено в стиле, характерном для последних моделей Audi? В профиль старая и новая машины вообще неотличимы, и это вполне осознанный, обдуманный шаг со стороны итальянских дизайнеров. В определенный момент дискуссий о внешности очередного Quattroporte они, очевидно, решили считать седан живой классикой и отказались от каких-либо революционных изменений в отлично узнаваемом, характерном облике автомобиля.

Упрощая задачу конструкторам, эволюционный дизайн изрядно осложняет жизнь маркетологам, лишенным простейшего способа продвижения новой модели

Упрощая задачу конструкторам, эволюционный дизайн изрядно осложняет жизнь маркетологам, которые оказываются лишены простейшего способа продвижения новой модели. В случае с Maserati, например, акценты приходится делать на полностью переосмысленный интерьер – благо десятки ненужных кнопок на центральной панели давно ждали своего часа, пробившего с удешевлением сенсорных дисплеев. Зато описание еще более качественных сортов дерева и кожи, использованных в отделке очередной модели Quattroporte, читать как-то неудобно – ведь цена автомобиля уже предполагает превосходную степень материалов и работы.

Стратеги концерна Volkswagen и вовсе безжалостны к менеджерам отделов продаж, которым приходится, глядя в глаза конечному покупателю, описывать выгодные отличия новой модели VW или Audi от предыдущей при почти стопроцентной идентичности кузовов. И если только что представленная седьмая по счету инкарнация VW Golf действительно имеет достойную премиум-сегмента отделку салона, то о премиальной Audi A3, которая также обновилась в этом году, сказать и вовсе нечего. Продавать недешевый хетчбэк Audi далекой от автожурналистики публике придется рассказами о том, что очень похожая на предшественницу машина разработана на совершенно новой платформе, стала легче на 80 кг, короче на целый миллиметр и вооружена передним бампером из алюминия. К счастью, на А3 начали ставить светодиодные фары, наверное, самую любимую водителями опцию за последнее время. Купит ли российская аудитория такой хетчбэк только за красивые глаза? На результаты эксперимента будет интересно посмотреть в первых же квартальных отчетах по продажам.

Многие автомобильные бренды сегодня приходят к заключению, что рисковать с выпуском обновленных моделей в новом дизайне пока не стоит. Поэтому заново рожденный внедорожник Range Rover, который искренне любят в России за сочетание дорожных качеств и эксклюзивную отделку, внешне отличается от прошлой модели разве что прищуром фар. Появившийся в начале 2012 года юбилейный Porsche 911 с заводской маркировкой 991 полностью, за исключением переднего бампера и задних фонарей, повторил каждый изгиб кузова 997 – к радости поклонников легендарного спорткара.

Похоже, что создатели автомобилей и их величайшие критики – покупатели увлечены противостоянием: первые производят маленькие революции в невидимой снаружи технологической начинке машин, а вторые их категорически не принимают. Одной эпопеи с подменой привычного гидроусилителя руля на экономичный электрический, обладающий «неестественным или вовсе нулевым фидбеком», наверняка хватит на целое десятилетие дебатов, проб и ошибок.

Автор – продюсер сайта Агентства экономической информации «Прайм»