Римский кинофестиваль: Жюри предпочитает погорячее

Главный приз Римского кинофестиваля был вручен Ларри Кларку за фильм «Девушка из Марфы» – рассказ о развлечениях в маленьком техасском городке Марфа. Фильм в ближайшее время выйдет в интернете, в обход существующей системы проката
Ларри Кларк/ TIZIANA FABI/ AFP

Прыщавые подростковые томления, секс как способ убить время, сумасшествие скучающего пограничного патруля, послеобеденный отдых местной богемы. Девушка, приехавшая в Марфу, рассказывает парню из пограничного патруля, что предпочитает спать с мексиканцами, потому что они не обрезаны. И обещает мальчику-подростку, что переспит с ним через год, как только он достигнет возраста согласия. Подросток разъезжает по Марфе на скейте, обжимается с подругой, трахается с девушкой постарше, спит на уроке, получает от беременной учительницы «порку на день рождения». Ларри Кларку удивительно удается передать подростковое чувство, что все вокруг помешаны на сексе.

Возможно, он прав, потому что приз за лучшую режиссуру получила порнодрама Паоло Франки E la chiamano estate. Это фраза из песни, ее можно перевести как «Вот что они называют летом» или проще – «Вот такое фиговое лето». На пресс-конференции режиссера чуть не съели за эту претенциозную серо-синюю прогулку по гениталиям, но зрители были в восторге. Дино (Жан-Марк Барр) любит Анну (Изабелла Феррари; получила приз еще и как лучшая актриса), но у него не стоит. Он обходит ее бывших с просьбой ей позвонить, сам довольствуется проститутками, ходит в свинг-клуб. Страдает. Анна спит без трусов. На вручении наград член жюри режиссер Пи-Джей Хоган назвал Паоло Франки смелым и сообщил, что этот фильм все заметили.

Спецприз жюри достался лучшему итальянскому фильму в конкурсе, «У Али голубые глаза» Клаудио Джованнези, – социальной драме о подростке из мусульманской семьи, который носит голубые линзы, в школе снимает со стены распятие, потому что это его «оскорбляет», а из дома уходит, потому что ему, как мусульманину, запрещают встречаться с девушкой. Герой пытается прогнуть под себя чужой мир – и чужую страну, и мир взрослых. Италия тут состоит из мусульман, чеченцев, африканцев и продавцов оружия и выглядит довольно пугающе.

Приз за лучшую мужскую роль получил Жереми Элькайм за роль в романтической комедии «Рука об руку» Валери Донзелли.

Наконец, самые незначительные награды достались наиболее интересным фильмам конкурса. Mai morire мексиканца Энрике Риверо, получивший приз за операторскую работу, технически действительно безупречен. Это рассказ о женщине, которая возвращается в свои родные места, к умирающей столетней матери. Риверо специально назвал фильм по-итальянски: он долго искал подходящее выражение, но на известных ему языках слово «неумирающий» звучало не очень хорошо. Mai morire слегка напоминает Карлоса Рейгадаса с его слепящей отрешенностью. Главная фраза в фильме – «здесь время течет по-другому»; оно действительно течет.

Приз за лучший сценарий получила «Жизнь по мотелям» братьев Польски – крепкая драма в Сандэнс-стиле о двоих братьях, которые живут в дерьме и рассказывают друг другу истории о красивых женщинах и невероятных приключениях. Приключения анимационные. Жизнь, к сожалению, нет.

Рим