Дюрер в Музее архитектуры: Соберем «Апокалипсис»

В Музее архитектуры показывают одно из главных произведений старого искусства – «Апокалипсис» Альбрехта Дюрера. Его сопровождают гравюры других авторов на ту же всегда актуальную тему
В сюжеты пророчества вглядываются с тревогой/ А.Мудрац/ ИТАР-ТАСС

Некоторые листы дюреровского «Апокалипсиса» – о четырех стремительных всадниках, истребляющих род человеческий, о победе над драконом кудрявого архангела Михаила, окруженного пухлым небесным воинством, – вот уже пятьсот лет остаются одними из самых популярных в мире изображений. И почитаемых как безусловные шедевры.

Иллюстрации к Откровению св.Иоанна Богослова молодой Альбрехт Дюрер издал в достаточном количестве для того, чтобы листы цикла пережили века и хранились не только в крупнейших музеях мира, но и в частных собраниях. Коллекционер Сергей Зинченко несколько лет назад решил собрать полный их комплект, и вот не только купил все 16 гравюр (вместе с титульным листом, в основном 1511 года издания), но еще и выставил в Музее архитектуры. К выставке издан хорошей печати каталог с подробными учеными комментариями искусствоведа Наталии Веденеевой.

Листы Дюрера под сводами выставочного зала в Аптекарском приказе развешаны на специально изготовленной металлической конструкции, излишне тяжелой и черной для слегка пожелтевших листов, насыщенных подробными изображениями событий еще не случившихся, но уже увиденных апостолом. «Апокалипсис» иллюстрировали и до Дюрера, и после, но хрестоматийными стали именно его образы.

Каждую дюреровскую страницу на выставке сопровождает пара-тройка гравюр других достойных авторов XV–XVII веков, также иллюстрировавших последнюю часть Евангелия, но померкнувших рядом с Дюрером, естественно сочетавшим средневековую набожность с ренессансным артистизмом. Он был, как известно, не только гениальным, но и вдумчивым художником, искал общества первых умов своего времени и умел изображать горний мир как дольний, в подробностях, но не теряя пафоса и трепета. Благочестие только стимулировало его фантазию и мастерство.

Во время создания «Апокалипсиса», подчеркивают исследователи, в христианском мире господствовали эсхатологические настроения, спровоцированные не только войнами и эпидемиями, но и круглой датой – 1500-м годом. За полтысячелетия апокалиптический бред только окреп и стал эпидемией, любая дата может предстать поводом для объявления конца света. В нашем мире повышенной тревожности гравюры Дюрера восхищают не только красотой, но и смирением автора – он лишь иллюстрировал пророчества, сам не пророчествовал.

До 2 февраля