Стиль жизни
Бесплатный
Ольга Кабанова
Статья опубликована в № 3240 от 28.11.2012 под заголовком: Смотреть в небо

«Павел Флоренский – русский Леонардо» – выставка совсем не эффектная

«Павел Флоренский – русский Леонардо» – выставка внешне не эффектная, но наполненная энергией мысли и духа одного из лучших людей русского ХХ века
Саквояж и палка-копалка Павла Флоренского
М.Стулов / Ведомости

Выставку в Московском доме фотографии легко назвать скучной и старомодной, никакой уступки зрелищности ее организаторы не сделали. Представлены экспонаты из московского мемориального Музея-квартиры отца Павла Флоренского: фотографии (в цифровых копиях, но нечищеные), личные вещи, беспощадно изъеденные временем, поломанный деревянный механизм для решения алгебраических задач, рукописи его работ и первые издания его книг.

Рисунки, объявленные на открытии как мини-сенсация – впервые показаны, – никак не поддерживают название выставки. «Русский Леонардо» рисовал не хорошо и исключительно «схемы устройства мира» – учебные пособия для курса лекций по классической греческой философии.

Отсутствие экспозиционных новшеств, наверное, даже к лучшему – выставка приурочена «к 75-летию мученической кончины П.А.Флоренского», его расстреляли на Соловках 7 декабря 1937 года. Скорбная дата требует уважения и такта, а внешний блеск с Флоренским не ассоциируется.

Но выставка все равно удерживает зрителей. Они смирно переходят от фотографий к рисункам, от рукописей к дырявому саквояжу, внимательно читают подробные этикетки и многочисленные цитаты, воспроизведенные на стенах.

В словах Павла Флоренского, в кратком описании проблематики его книг и исследований сосредоточена большая интеллектуальная и духовная сила, покоряющая сегодня и тех, кому наследие русского религиозного мыслителя хорошо известно, и знающих о нем понаслышке: ученый, богослов, изобретатель, священник, не оставляющий занятий даже в соловецкой ссылке, жертва безбожного режима.

Слова из его завещания детям, написанные задолго до смерти и выведенные на белой музейной стене, притягивают к себе искренним благочестием и душевным благородством: «Детки мои милые, не дозволяйте себе мыслить небрежно. Мысль – Божий дар и требует ухода за собой. Быть отчетливым и отчетным в своей мысли – это залог духовной свободы и радости мысли». Но больше всего слов этого завещания – о необходимости жизни в Боге и вере. О том, что, когда плохо, надо чаще смотреть на звезды.

Дух и ум Павла Флоренского сохранились не только в словах, но и в самых простых вещах, потому что дети и внуки его были верны отцовскому завещанию. Флоренский считал исключительной ценностью семейные и родовые связи, и его потомки хранят их.

На выставке есть детские рисунки, датированные 1912 годом, они бережно сохранены в семье, как и рукописи, и камушки из коллекции минералов, и издание «Мнимостей в геометрии» – исключительно красивое сочинение отца Павла, где математика иллюстрирует мистику.

Задачей своей жизни Флоренский ставил «синтез церковной и светской культуры», воссоединение науки и веры – и самоотверженно решал ее до самых последних дней. Даже великий итальянский Леонардо такой высокой цели перед собой не ставил.

До 16 декабря

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more