В Манеже открылась выставка «Советский дизайн 1950 – 1980-х»

В Манеже открылась выставка «Советский дизайн 1950–1980-х». Предметный мир прошлого представлен на ней разнообразно и с уважением
Молодая публика увидит в музее немало экзотики/ С.Портер/ Ведомости

Московский музей дизайна официально зарегистрирован только в мае этого года как частное учреждение культуры и тогда же получил от московских властей место в Манеже. До этого около года передвижные выставки музея проводились в автобусе.

Первая стационарная экспозиция нового музея получилась удачной. Тема для дебюта выбрана идеально – произведения советской промышленности 1950–1980-х гг. не могут не тронуть сердце любого зрителя. Каждый обязательно найдет экспонат, знакомый по имени: часы «Полет», фотоаппарат «Зоркий», автомобиль «Москвич», магнитофон «Электроника» и просто знакомый: автомат с газировкой, радиоприемник электроламповый, неваляшка жизнерадостная, лыжи у печки стоят – сплошная радость узнавания.

Наверняка проявятся и люди простодушные, предложат музею такие же бывшие в употреблении образцы узнаваемого советского дизайна, хранящиеся на дачном чердаке. Рожденные в СССР вещи жили долго, даже неказистые и непрочные, менять их было хлопотно и не на что. От длительной совместной жизни к ним привязывались, как к родным, вовремя не хоронили. Но материала для выставки, как говорит его директор Александра Санькова, и так собрано много больше, чем показано.

Все выставленное систематизировано: автопром, бытовая техника, легкая промышленность, вещи для досуга и путешествий, игрушки. Пояснения есть не везде, но такое и в музеях со стажем случается. Как фон – развешаны плакаты, рекламные и художественные. Отдельный раздел посвящен деятельности Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики, места вполне легендарного, настоящего института дизайна, только малопродуктивного в ситуации планового дефицита всего.

Систематизация как-то держит выставку в разумных рамках, однако идею ее не проясняет. Здесь есть вещи до комизма нелепые, например стиральная машина, находящаяся в стилистическом родстве с бетономешалкой. А есть красивые, удобные, практичные. Типичные промышленные образцы смешаны с аристократами и барами предметного мира, ориентированными на моду западную и даже дореволюционную, как монументальный диван-кабинет, стоящий рядом с креслом советским, отвратительно обыкновенным.

Вещи рассказывают о времени правдивее, чем люди. Выставка страну, где родилась большая часть жителей современной России, не то что идеализирует, но демонстрирует с лучшей стороны, не затрагивая печальное – как эти вещи доставались, сколько стоили, как ломались. Здесь нет страшилок вроде бюстгальтеров фирмы «Черемушки» или ботинок от «Скорохода», но и никакая романтическая или сентиментальная линия не выстроена. Например, космическая. Видно, что авторы выстроенных в ряд пылесосов «Сатурн», «Чайка», «Ракета» и «УП-1» грезили полетами в рабочее время.

До 20 января