Зачем московские бары и рестораны добровольно запрещают курить

В результате одни кафе теряют посетителей, а другие, наоборот, приобретают
BlueMoon Stock/ Alamy / ИТАР-ТАСС

Ресторан неправильно считать общественным местом, это частный бизнес, и владелец должен иметь возможность устанавливать правила поведения на территориии своей собственности

В конце ноября кофейня «Кофеин» на Сретенке в социальных сетях объявила себя полностью свободной от табака. «Мы учли пожелания наших некурящих друзей и решили поэкспериментировать», – сообщил ведущий блога. На самом деле эксперимент начался чуть раньше – в августе курить запретили в кофейне на Профсоюзной, а в октябре – на Воздвиженке.

Новый статус «Кофеина» на Сретенке пока и впрямь выглядит экспериментом – объявление на стеклянной двери осторожно сообщает, что по техническим причинам здесь нельзя курить до 31 декабря. В девять часов вечера во вторник в курящих залах, где со стен еще не свинтили табличку с дымящейся сигаретой, ни души. На просьбу принести пепельницу официантка Полина виновато пожимает плечами:

– У нас теперь как в лучших домах Европы. Можно покурить на крылечке и вернуться.

– А с чашкой можно?

– Боюсь, это будет не совсем удобно. Но я могу перелить вам кофе в картонный стаканчик. Правда, это будет уже, наверное, не очень вкусно.

Подоспевший на помощь менеджер по секрету сообщает, что гости приноровились курить в туалете. Сначала их гоняли, а потом смирились – ну что, мол, поделаешь, если человек курить хочет.

Сменили имидж

Первыми сигареты запретили в Москве международные сетевые кофейни – для них отказ от курения был одним из требований франшизы. В российских кофейнях пока еще можно курить – за исключением тех, что расположены в торговых центрах. В «Кофеине» свое решение объясняют желанием «ориентироваться на европейский тренд». Для начала свободными от дыма объявили те места, рядом с которыми есть другие «курящие» заведения в расчете переманить часть аудитории. Например, в «Кофеин» на Профсоюзной, по наблюдениям сотрудников кафе, перешла часть людей из соседней «Шоколадницы». Обратное движение еще не так заметно – до наступления холодов в распоряжении курильщиков была лавочка и столик у входа. На зиму их демонтировали. А вот на Сретенке за две недели действия запрета не досчитались примерно 10% посетителей.

И это не единственная потеря, которая грозит «Кофеину» из-за новой политики. Вместе с фирменными пепельницами он рискует потерять маркетинговые бюджеты табачных компаний. «Раньше у нас проходили акции: при покупке пачки сигарет кофе в подарок, теперь табачные компании отказались от них в «некурящих» кофейнях, – комментирует Никита Житлов, директор по маркетингу сети «Кофеин». – Приходится вести с ними очень непростые переговоры – ведь мы по-прежнему продаем их сигареты, просто не разрешаем курить».

Весной свободными от табачного дыма объявили себя сразу три «Корчмы «Тарас Бульба» – на Петровке, Профсоюзной и улице Бочкова. Свое решение на официальном сайте сети рестораторы мотивировали тем, что решили добровольно, не дожидаясь указаний сверху, последовать примеру Европы, где запрещено курить в общественных местах. Кроме того, это знак приверженности здоровому образу жизни, ведь «ресторан в приготовлении блюд использует исключительно экологически чистые продукты. А теперь еще и создал соответствующие условия для их потребления». Ближе к лету курить бросила и «Корчма» на Моховой. Следующим в списке «завязавших» стал модный клуб «Солянка».

Бездымный тренд

«Курение больше не является способом проявить оригинальность, – делится своими наблюдениями арт-директор нового Oldich Dress & Drink Филипп Миронов. – «Стрелка», «Солянка», «Белка» – в городе уже много мест, которые декларируют частичный и полный запрет на курение по европейскому образцу. Открывая Oldich, мы заранее решили, что сигарет здесь не будет». Впрочем, у создателей Oldich есть и вполне бытовое объяснение непопулярной меры – прямо над баром расположен магазин винтажной одежды, которая может пропахнуть дымом.

Только за последнее время в Москве открылось не меньше десятка заведений, где с первого дня запрещено курить. Совладелец сети кафе-пекарен «Булка» Алексей Халиуллин, недавно открывший новое кафе на Покровке, говорит, что такое решение было принято по двум причинам. Во-первых, хлеб сильно впитывает дым, и каждые полчаса все содержимое прилавка пришлось бы отправлять в помойку. Во-вторых, он сам – принципиальный противник курения. Такой же мотив и у Олега Ковальчука, хозяина появившегося летом на Волхонке кафе «Щислива»: «Я астматик – физически не переношу дыма, так что мне даже не пришлось озираться на какие-то законы и запреты. И потом рядом Пушкинский музей, 30% посетителей в кафе – иностранцы, а они в общепите не курят уже несколько лет. Остальным объясняем, что наша концепция – здоровая русская еда, которая должна подаваться в здоровой атмосфере».

Есть в этом списке удивительные примеры – единственный в Москве некурящий бар «Белка». По словам его создателей, это оказался удачный маркетинговый ход – даже курильщики, которые, по их наблюдениям, составляют примерно половину аудитории «Белки», подходят сказать спасибо за то, что после вечеринки их одежда и волосы не пахнут дымом. Курить они ходят на террасу – она неотапливаемая, но застекленная. «Мы заметили, что приоритеты рестораторов начали смещаться, – говорит совладелица «Белки» Снежана Георгиева. – Если раньше в ресторанах была большая зона для курящих, а некурящим предлагали пройти куда-нибудь в уголок, то теперь уже курильщиков отправляют на галерку».

Впрочем, местный климат заставляет рестораторов идти на компромисс. Если раньше в «Пробке» Арама Мнацаканова всех отправляли курить на застекленную террасу, то недавно в своде знаменитых правил, вывешенных у входа, наряду с требованиями выключать звонок телефона и не приводить в ресторан домашних животных появилось дополнение – в холодное время года курить разрешили в специально отведенной зоне в баре.

Знай свое место

Оборудование зон для курения – самый простой способ соблюсти интересы и курильщиков, и некурящих. Однако пока их совсем немного. В середине декабря откроется курительная комната в новом «Brasserie Мост», и с этого момента все остальные залы заведения будут объявлены свободными от табака. Небольшое помещение пристроили к ресторану, провели электричество, вентиляцию, поставили диваны. «Безусловно, это дорогое решение, но по опыту других моих проектов я вижу, что все больше даже курящих людей стараются не курить там, где они едят», – объясняет ресторатор Александр Раппопорт.

Полный запрет на курение в общественных местах должен вступить в силу с 2015 года, а пока президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров называет эти инициативы попыткой опробовать новые правила и приучить к ним клиентов. Вкратце суть предстоящих нововведений такова: государство начинает борьбу с распространением курения, в соответствии с подписанной Россией рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения. Под запрет могут попасть и специально оборудованные курительные комнаты, которые пытается отстоять ФРиО.

«Наши законодатели ссылаются на опыт стран, которые занимаются борьбой с курением 50-60 лет, – комментирует Игорь Бухаров. – Но если там принимают последовательные логичные меры, то у нас речь сразу идет о полном запрете, то есть об абсолютной дискриминации прав курильщиков. Между тем в большинстве стран, присоединившихся к конвенции, есть места, где можно курить». По его словам, табачные компании готовы сами заняться оборудованием курительных комнат. Такой опыт уже есть у компании «Росинтер» – в прошлом году ФРиО совместно с «БАТ Россия» установили в ресторане «IL Патио» на Комсомольском проспекте кабину стоимостью порядка 10 тысяч евро. Одновременно в ней могут курить 6-8 человек – она занимает небольшое пространство и полностью изолирует остальных гостей от дыма. Но другие рестораны не спешат следовать этому примеру, пока запрет не вступил в силу, – выгоднее поставить 2-3 лишних столика, чем выделять в зале место под пространство для курения.

Сами рестораторы и отельеры тем временем пишут письма в правительство, пытаясь защитить интересы бизнеса. В качестве аргументов они приводят опыт Англии, где запрет на курение привел к банкротству десятков баров, и Испании – там количество посетителей в барах резко уменьшилось, а вот число курящих, наоборот, выросло. Напоминают они и о том, что по существу ресторан неправильно считать общественным местом – это частный бизнес, владелец которого вкладывает свои деньги и платит налоги, а следовательно должен иметь возможность устанавливать правила поведения на территории своей собственности. И то, что уже сейчас в Москве появляются заведения, где курение запрещено или ограничено, лучше всего демонстрирует, что рестораторы и сами могут регулировать процесс. Они лучше знают клиентуру и понимают, как поступить в интересах своего бизнеса. «Давайте еще не будем забывать, что у нас в стране низкое исполнение законов, – добавляет Игорь Бухаров. – Так что введение запрета на курение вряд ли уменьшит число курильщиков, зато наверняка откроет возможность для новых коррупционных схем».