Балетная академия Вагановой отметила юбилей в Москве

Петербургская академия русского балета имени Вагановой в узком кругу московских высокопоставленных балетоманов отметила грядущий юбилей
Прославленная балетная академия предстала несколько пестро/ В.БАРАНОВСКИЙ/ ИТАР-ТАСС

Двести семьдесят пять лет старейшей в России балетной школе исполнится только 4 мая – именно этим днем 1738 г. датируется указ о ее основании. Но организаторы не стали жертвами буквализма и сдвинули парадные торжества не только во времени, но и в пространстве: гала-концерт «Три века петербургского балета» провели в Москве, на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Что при появлении афиш в городе вызвало огромный энтузиазм балетоманов – Петербург, несмотря ни на что, удерживает статус лучшей отечественной и едва ли не мировой балетной школы, а в Москве гастролей вагановцев не было с начала 1990-х.

Для большинства предвкушения так и остались в афишном формате: билеты на концерт, обещавший быть уникальным, в продажу не поступили, рассосавшись по «специальным гостям». В антрактах театральное фойе Театра Станиславского скорее напоминало какие-то репортажи с экономических и политических форумов – там был деловой бомонд во главе со Светланой Медведевой. Его численности, однако, не хватило на то, чтобы заполнить хотя бы партер, – зал зиял пустотами.

Впрочем, московские балетоманы не пострадали: вряд ли можно считать невосполнимой потерей энного «Умирающено лебедя», кант XVIIIв. «Радуйся, Росско земле» или Гимн великому городу. Концерт, поставленный режиссером Юрием Лаптевым, только прикидывался оммажем русскому балету. Но воспевал русскую государственность. Видеопроекции до бесконечности множили образ последней царской семьи, нужную тональность задавал Центральный концертный образцовый оркестр Военно-морского флота имени Римского-Корсакова с его «Торжественными фанфарами» и Коронационным маршем, а зал на полном серьезе внимал строгому и прочувствованному голосу Николая Мартона за сценой, который в долгом перечне выпускников академии забыл помянуть Галину Уланову, зато поведал о том, что Авдотья Истомина постояла за русский балет перед лицом Марии Тальони, Фанни Эльслер и Карлотты Гризи (тогда как на самом деле ампирная муза Пушкина была выставлена из родного театра лет за десять до триумфа залетных романтических звезд).

Сегодняшний день Вагановской академии был представлен «Менуэтом» и «Мазуркой» из «Пахиты» самых маленьких, монотонным фрагментом «Класс-концерта», где упражнения младших учениц отражали экзерсис старших, избитым Розовым вальсом из «Щелкунчика» и Большим вальсом. Нужно обладать незаурядным профессионализмом, чтобы оценить уровень исполнения этих массовых номеров. Выпускников представляли солистами Мариинского, Большого, Музыкального театров и Венской оперы. Но обаятельный «Венецианский карнавал» в исполнении Евгении Образцовой и Александра Сергеева странно выглядел в соседстве с мастерским «Ромео и Джульеттой» Олеси Новиковой и Владимира Шклярова. И если имена постановщиков Мариуса Петипа и Леонида Лавровского все же объясняли появление этих номеров, то затесавшиеся опусы Пети, Макмиллана и Николая Андросова, не имевших отношения к Вагановской академии (при отсутствии в программе постановок Льва Иванова, Баланчина, Якобсона, Григоровича), выглядели вопиюще.

Статус гала-концерту удалось сохранить лишь благодаря выступлениям Ульяны Лопаткиной, Дианы Вишневой и Игоря Зеленского. Они символизировали тот умопомрачительный блеск, синонимом которого для любого балетомана остается в веках Вагановская школа.