Леди Гага показала Москве “электрометаллическую поп-оперу”

Когда ближе к концу концерта она говорила, что верит, будто Россия – свободная страна, в зале больше смеялись, чем хлопали
оводережкин Антон/ ИТАР-ТАСС

Для того чтобы в полной мере оценить размах представления Born This Way Ball, достаточно оказаться даже не за кулисами, а возле служебного входа, вдоль которого аккуратно припарковано больше дюжины гигантских грузовиков со скучающими или спящими в них водителями. Так выглядит караван, влачащий всю машинерию, необходимую для шоу, и находящийся в пути с апреля этого года.

Born This Way Ball – третий полномасштабный тур Гаги, покрывающий все континенты, кроме Антарктиды, и окончательно утверждающий 26-летнюю артистку в статусе главной поп-звезды мира.

Это шоу – вполне сюжетная “электрометаллическая поп-опера” в пяти частях с элементами научно-фантастической драмы, правда, скорее в духе Пола Верхувена, чем Джеймса Кэмерона: Born This Way Ball удивительным образом одновременно напоминает прихотливый амстердамский секс-шоп и парижский Диснейленд, не выходя за рамки возрастной категории “12+”, указанной на билетах. События разворачиваются в здоровенном, не слишком изящном средневековом замке, который занял почти что всю сцену “Олимпийского”. Замок предстает то зловещей темницей, то шоу-румом, по которому Гага разгуливает, выбирая себе наряды (а их она меняет примерно с такой же скоростью и частотой, с какой трансформируется сцена).

Концерт начинается с того, что Гага появляется на сцене в образе инопланетной твари, выезжая из ворот замка на механическом коне. В течение ближайших полутора часов она должна успеть породить новую расу из надувного чрева; повоевать со своей антагонисткой в виде голограммы под кодовым именем Mother G.O.A.T., которая ограничивает ее свободы и права; поездить по сцене, лежа на мотоцикле; побегать, обернувшись в российский флаг; высказаться в поддержку геев (а также в том духе, что сегодня все должны веселиться до последнего, наплевав на то, что завтра нужно идти на работу) и в итоге воссоединиться со своими поклонниками из числа “Маленьких монстров”, которых она сама вытаскивает на сцену из так называемого Monster pit-пространства, отделенного от остального партера 30-метровым помостом. Туда пускают самых преданных фанатов по принципу "кто раньше придет". И туда занимают очередь чуть ли не накануне.

В контексте всего вышеперечисленного то, как это звучит, – вопрос, которым задаешься в последнюю очередь, особенно учитывая акустические особенности “Олимпийского”. Но надо сказать, что звучало все это более чем убедительно: начиная от голоса самой Гаги, который живьем оказался ничуть не хуже, чем в записи, и заканчивая адаптированными под 20-тысячный стадион электронными битами.

Несмотря на гей-свадьбу с летальным исходом, вокальный номер в компании мясных туш и то, что в конце нескольких участников шоу, включая саму Гагу, проворачивают в мясорубке, Born This Way Ball оказалось трогательным представлением, рассказывающим о неизбежной победе добра над злом, всепоглощающей свободе и, если буквально переводить воззвания, о равенстве и братстве. Главная поп-звезда мира, пожалуй, даже показалась московской публике несколько наивной: когда ближе к концу концерта она говорила, что верит, будто Россия – свободная страна, в зале больше смеялись, чем хлопали.