По данным социологов, работники предпочитают новогоднюю премию подаркам

При этом лишь 21% служащих считают новогодний подарок от начальства “бесполезным”
Eastnews

Новый год для крупных компаний начинается в июле — с заказа подарков для партнеров и клиентов. К декабрю праздник уже в разгаре. Верные тому признаки - нехватка курьеров и сумасшедшая загрузка секретарей ресепшн, тонущих под потоком ответных “даров”. Именно в это время кажется, что каждый третий стоящий в пробке водитель отправлен с новогодней данью к клиентам и партнерам. И это смелое предположение, как выяснилось, совсем недалеко от истины.

Подарить тепло

“В наших широтах Новый год — святое. Подарки дарят, дарят и дарят” — так отзывается о практике корпоративных поздравлений гендиректор компании “Главсюрприз” Александр Никитин. Оценить масштаб поздравительной кампании можно уже по тому, что многие фирмы заказывают новогоднюю продукцию в июне, а рассылать ее начинают уже в ноябре: боятся не успеть к празднику, объясняет он.

Во время опроса, проведенного для “Ведомостей” международным агентством социологических и маркетинговых исследований MASMI среди сотрудников российских компаний, 58%респондентов заявили, что их фирмы регулярно дарят новогодние подарки партнерам, при этом 84% участников сами положительно относятся к этой практике.

Самым лучшим подарком для партнера, уверены участники исследования, будет то, что можно выпить, — 53% за алкогольные напитки; на втором месте по популярности, с равным счетом, — разнообразные сладости и канцелярские принадлежности; на третьем (43% респондентов) — декоративные подарки, сувениры и мягкие игрушки.

“Раньше презенты заказывали с запасом — а вдруг не всех посчитали — и поуниверсальней: не подарим все на Новый год, так на выставке раздадим. Сейчас стали считать лучше и новогодние подарки дарить именно по случаю”, — рассказывает Никитин. “Заказ этого года нередко выглядит так: 274 плюшевых змея в новогодних колпачках, 181 набор для пиццы, 303 USB-хаба “Снеговик”, — приводит он пример.

Именно гаджеты сейчас считаются трендом № 1 на рынке корпоративных подарков, говорит Никитин. Флешки из кожи, дерева, металла, пластика, резины, в виде пилюль и танков, флешки-трансформеры и флешки с подсветкой. “Еще это МР3-плееры, колонки для мобильного телефона и ноутбука, ручки-стилусы, танцевальные коврики, мини-проектор”, — рассказывает он.

Также, отмечает эксперт, очень популярны предметы, связанные с домом, семьей, ощущением тепла: варежки, шапки и шарфы, пледы, наборы для глинтвейна, чая, кофе и те, что помогут собрать компанию, — настольные и напольные игры (от лото до “Мафии”), наборы бокалов.

Не в гаджетах счастье

Одарив партнеров, бизнесмены не забывают и о собственных сотрудниках: 61% респондентов исследования MASMI регулярно получают на Новый год подарки от компании, и лишь 30% — нет.

Что же они хотят принести домой в этом году? Гаджетам будут рады и здесь, правда, они больше придутся по душе мужчинам: 45% участников опроса назвали их самым желанным подарком. Дамы согласны на подарочный сертификат — его с удовольствием примут 56% респонденток.

Безусловно, вне конкуренции деньги: их хотели бы получить 65% опрошенных. Повышение ежемесячного оклада или 13-я зарплата — вот что нужно большинству сотрудников московских компаний от корпоративного Деда Мороза, подтвердили еще год назад специалисты кадрового центра “Юнити”. Все остальные варианты, включая столь популярные у дарителей сладости и спиртные напитки, интересуют менее 25% респондентов.

Мечты не совпадают с реальным положением вещей: в прошлом году деньги достались лишь 23% участникам исследования MASMI, тогда как 52% женщин получили конфеты, а 45% мужчин — спиртное.

Впрочем, внимание работодателя все равно оказалось приятным: 50% принявших дар посчитали его “скорее полезным”, а еще 19% даже “очень полезным”. И лишь 21% опрошенных решительно назвали подарок босса бесполезным.

“Для большинства сотрудников важен сам факт получения подарка на Новый год, при этом не всегда имеет значение, что именно подарили”, — отмечает ведущий специалист по подбору персонала “Юнити” Виталий Лаврентьев. Половина опрошенных агентством московских служащих готовы были рассмотреть в качестве хорошего новогоднего подарка от компании проведение корпоратива, рассказал он.

В нашей стране традиция корпоративных новогодних подарков укоренилась, люди ждут их от боссов, соглашается гендиректор MASMI Александр Новиков. Поэтому, несмотря на то что фактически преподнесенные предметы отличаются от того, что работники российских компаний хотели бы получить, отказываться от новогодних подарков не стоит, предупреждает он.

Некоторое время назад пошла волна замены подарков пожертвованиями на разнообразные благотворительные проекты и отправлением контрагентам и клиентам открыток, уведомляющих о добром деле, напоминает Дмитрий Писарский, гендиректор Millward Brown ARMI-Marketing. Сам он не придерживается радикальной позиции, заключающейся в полном отказе от подарков в пользу благотворительности: одно не отменяет и не заменяет другое, открытки и подарки вполне можно комбинировать. “Мне непонятны открытки с сообщениями типа “наш подарочный бюджет отправлен в благотворительный фонд имярек”, — высказывается еще более радикально Дмитрий Фролов, главный редактор портала Research & trends. “Отправлен и отправлен, молодцы. Зачем вы мне об этом пишете? Вы хотите спросить меня, в какой именно фонд надо отправить эти деньги? Я бы дал такой совет, но меня не спрашивают”, — объясняет он свою позицию. Благотворительность — дело тихое, не любит шума, убежден Фролов. При этом обычная поздравительная открытка, написанная от руки, — очень хороший подарок, ценный именно своим смыслом, а не стоимостью, подчеркивает он.

Дорогие коллеги

Как бы то ни было, расходы на новогодние поздравления каждого сотрудника и партнера год от года растут, а вот общие суммы заказов находятся примерно на одном уровне, рассказывает Никитин из “Главсюрприза”. Так как количество одариваемых стали подсчитывать тщательнее, появилась возможность на ту же сумму купить более дорогостоящие вещи, объясняет он.

В итоге, если раньше больше всего подарков заказывались в ценовом сегменте до 300 рублей, то сейчас планка поднялась до 500рублей. Следующая ценовая категория — до 1000 рублей — теперь тоже более востребована, продолжает он.

В выборе подарков для клиентов российские компании часто руководствуются не только прагматичными соображениями, замечает PR-консультант Любовь Якубовская. Руководство может значительно увеличить бюджет на новогодние дары, если сочтет их идею особенно оригинальной, объясняет она: “В одной немаленькой компании (около 1000 сотрудников) в этом году был объявлен конкурс среди сотрудников на идею подарка для клиентов. При этом возможный бюджет варьировался в широком диапазоне — от 500до 5000 рублей за один подарок”.

Цена в этом вопросе не самое важное, ведь подарок — это напоминание о том, что дарящий и получатель принадлежат к одной социальной сети, будь то семья или бизнес-сообщество, указывает социолог Владимир Ильин, преподаватель Санкт-Петербургского университета. Именно в информации “Я тебя помню, мы по-прежнему вместе” и заключена эта функция. Поэтому самые дорогие нефункциональные подарки ничем не отличаются по своему назначению от дешевых открыток, разве что в них вкладывается дополнительный смысл: ты так дорог мне, что мне не жаль никаких денег, чтобы поддерживать отношения, пишет ученый в работе “Подарок как социальный феномен”.

Но все-таки между личным презентом и бизнес-подарком есть разница. Первый выражает личные отношения и чувства дарителя к одариваемому, во втором случае присутствует явный рекламный подтекст. Но тут важно не перестараться. Сколько бы денег компания ни потратила на часы для контрагента, он не наденет их, если в центре циферблата красуется логотип сторонней организации.

Вариант, когда лого занимает на подарке видное место, допустим лишь в случае, если этот подарок предназначен сотруднику фирмы, считают специалисты по подарочному этикету. Во всех остальных случаях они советуют размещать фирменную символику дарителя на внутренней поверхности сувенира или только на упаковке. Ненужные подарки раздражают своей бессмысленностью, особенно брендированные мелочи, часто безвкусные и быстро ломающиеся, предупреждает Фролов из Research & trends.

Особый подход

За последние 10-15 лет подход к корпоративным подаркам заметно изменился, отмечает Никитин из “Главсюрприза”. Если раньше важен был сам факт подарка, то сейчас компании хотят, чтобы дар был узнаваем. “Последние три года получаемые нами запросы все чаще звучат не как простой заказ на 300 кружек с логотипом в подарочной коробочке, а как задача разработать концепцию подарочной продукции с учетом миссии и корпоративных ценностей компании”, — объясняет он. И, что примечательно, все чаще заказчик просит предложить ему варианты подарков, которые получатель захочет “запостить” в социальной сети.

“Мы хотели, чтобы это был полезный подарок, который можно использовать в работе”, — рассказывает о подготовке подарков для сотрудников PR-директор фармакологической компании “Берингер Ингельхайм, Россия” Ольга Исса. “Выбор таких подарков невелик — это или ежедневники, или ручки, или что-то подобное, — продолжает она. — Мы остановились на ежедневниках, но решили, что они должны быть особенными: отражать философию компании и давать пищу для ума. Поэтому мы поместили на каждой странице ежедневника цитату, относящуюся к нашим корпоративным ценностям — доверию, эмпатии, уважению и энтузиазму”.

Двадцать лет назад любой подарок с логотипом вызывал восторг, затем пришла пора “богатых” деловых наборов из дерева и кожи, аксессуаров для алкоголя и курения, настольных принадлежностей. Тихонько все это сменила тенденция: подарки должны способствовать здоровью, а не подрывать его, говорит Никитин. Многие компании вообще отказались от презентов, связанных с алкоголем и курением, заменив их на наборы для йоги, скакалки со счетчиком калорий, продолжает он.

Возросло внимание к упаковке подарка. Иногда внимание настолько существенное, что “обертка” оказывается дороже презента. Для того чтобы подарок “попал в цель”, нужно точно представлять человека, которому он предназначается, напоминает Никитин о принципах подарочного этикета. Но если это по каким-то причинам невозможно, стоит помнить два правила: подарок нужно выбирать заранее, и такой, который вы тоже не отказались бы получить, советует он. Понравился ли ваш выбор, понять легко, уверен он, — и не только по “постам” в социальных сетях и письмам с благодарностью, но также по ответным подаркам от тех, кто вроде и не должен был вам ничего дарить. А также — по появлению в следующем году похожих подарков от конкурентов.

“Лет десять назад от имени агентства мы дарили нашим партнерам чебурашек в апельсинах, упакованных как бандероль. И вот уже несколько лет хотя бы от одного нового заказчика мы получаем запрос: нам нужен новогодний подарок с эмоцией. Ну, например... как чебурашка в апельсинах”, — вспоминает Никитин.

Подарочный бум в офисах: цифры и факты

Новый год не единственный день всеобщего задаривания. Если раньше вторым по значимости днем подарочного сумасшествия было 8 Марта, то последние годы к нему подтянулся международный мужской день, говорит генеральный директор компании “Главсюрприз” Александр Никитин. Количество компаний, которые что-то дарят на 23 Февраля, растет ежегодно, подтверждают сотрудники других компаний, специализирующихся на корпоративных подарках.

Эта публикация основана на статье «Не в службе, а в дружбе» из газеты «Ведомости» от 17.12.2012, №239 (3253).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать