Центр Аркадия Райкина наберет первых студентов весной

В школе будет четыре факультета: актерский, звукорежиссерский, светотехнический и менеджерский
М. Стулов/ Ведомости

Центр культуры, искусства и досуга имени Аркадия Райкина, который откроется в 2013 г. рядом с московским театром «Сатирикон», будет состоять из двух корпусов: коммерческого и театрального. В них разместятся Высшая школа сценических искусств с Учебным театром и амфитеатром на крыше, Открытый театр, Театральная гостиница, шестизальный кинотеатр, многоуровневая парковка, рестораны и торговая зона. Первым подобным проектом в Москве стал Центр им. Мейерхольда на Новослободской.

История создания Центра Райкина началась в 1997 г., когда Фонд поддержки и развития культуры Аркадия Райкина (в его попечительский совет входили Юрий Никулин, Андрей Вознесенский, Ирина Хакамада, Михаил Курилко-Рюмин и другие) получил под этот проект землю. С тех пор менялись префекты, мэры, инвесторы, а Центр Райкина оставался в виде безнадежного долгостроя. В прошлом году обязательства по инвестиционному проекту взяла на себя Группа компаний «Ташир», и появилась реальная перспектива закончить строительство.

Первым событием в новом Центре станет набор в Высшую школу сценических искусств в апреле 2013 г. Школа, оснащенная современным Учебным театром, будет иметь четыре факультета: актерский (бесплатный), звукорежиссерский, светотехнический и менеджерский. Ее лидером станет Константин Райкин, который покидает Школу-студию МХАТ, чтобы целиком сосредоточиться на новом частном вузе.

«Преподаю я давно, но однажды возникает рубеж, после которого хочется большей самостоятельности, потому что накапливается значительный опыт, – говорит Райкин. – Мне кажется, развитой драматический театр тяготеет к тому, чтобы иметь школу при себе: Театр им. Вахтангова или Московский Художественный в период своей зрелости испытали потребность создания собственной школы. «Сатирикон» тоже обрел уже свой творческий почерк, свой образ, и для этого нужны соответствующие кадры».

Кроме того, считает Константин Райкин, «непрямая зависимость частного учебного заведения от государства дает нам возможность более свободно экспериментировать, искать новые способы и ходы в обучении, не отчитываясь ежесекундно перед людьми разного уровня подготовки, которые контролируют нас от лица государства. Хотя параметры выпуска у нас будут вполне «по ГОСТу».

Когда проект еще был на старте, московские власти вдохновил не столько новый театральный вуз, сколько Открытый театр – еще одна составляющая многофункционального Центра. Площадок для театральных представлений на открытом воздухе в Москве практически нет. Ближайшие аналоги подобного театра – «Сити дель Линержи» в Шовинигане (Канада) и Театр Белладжио Цирка дю Солей в Лас-Вегасе (США), хотя в разработке Открытого театра использовали идеи испанских и итальянских площадок.