"Несвятые святые": Архимандрит Тихон подарил читателям сказку

Главными событиями книжной жизни стали события, выходящие за пределы художественной литературы

Прогулка писателей по бульварам, награждение «Букером», премией «за лучший роман года», как ни крути, не романа, а камерной повести Андрея Дмитриева (Романа в этом году не нашлось), наконец, вручение «Большой книги» старцу Даниилу Гранину, по сути, уже сошедшему с современной литературной сцены, равно как и последовавшее в прессе бурное обсуждение вовсе не вопроса о том, был ли отчетливый лидер в этом году (не было!), а ненаграждения архимандрита Тихона (Шевкунова) – все свидетельствует об одном: самое интересное в нынешнем году происходило за пределами «высокой» литературы. За целый год, и то лишь под самый его конец, на русском языке появился один по-настоящему яркий художественный текст, и неожиданный, и глубокий, – роман «Лавр» Евгения Водолазкина.

Но вот удивительно: читатель этого пока не заметил. История о средневековом святом, прошедшем врачевание, страстную любовь, юродство, иночество, упрямо шагающего к Любви, увлекла его намного меньше, чем рассказы о православных батюшках архимандрита Тихона.

Феноменальный успех «Несвятых святых» (распродано более миллиона экземпляров) имеет несколько объяснений. Первое: сборник историй об обращении студента ВГИКа в православие, его уходе в монастырь, о жизни среди монахов-подвижников, реальности мира ангелов и бесов написан легко и увлекательно талантливым автором, великолепно умеющим держать читательское внимание. Второе, и не менее важное: архимандрит Тихон рассказывает о мире монашества, широко не известном. Третье: его истории полны не только экзотического материала, но и мистики. Это всегда привлекало массового читателя, неизменно тянущегося к чудесному и таинственному. Наконец, четвертое и, быть может, самое главное: в этой книге всегда торжествует православие. Словом, архимандрит Тихон написал самые настоящие православные сказки. О богатырях-батюшках, бесстрашно сражающихся с советскими чиновниками, саму Фурцеву отправивших чуть не на три буквы, и с врагом человеческого рода лицом к лицу. Для миллионного читателя не так важно, правда это или нет. Важно, что побеждает добро. И пусть Бог временами выглядит в «Несвятых святых» довольно мстительным – но ведь и в сказках «плохиши» всегда наказаны.

Массовому (да, кажется, уже и не только массовому) читателю не нужны сложные и острые вопросы, с которыми сталкивает их тот же Водолазкин, он молит о книге колыбельной, баюкающей, утешающей. Что ж, на, возьми ее скорей. А вдогонку еще и несколько книг-клонов – с похожими обложками, тоже о чудесах и тоже большими тиражами. Ну а поклонникам «высокого чтения», требующего усилия, уже прочитавшим «Лавр», теперь придется ждать до следующего года.