Культурные события года: опера «Кавалер розы» в Большом, возвращение Манежа и другие

Д. Юсупов/ Большой театр

«Кавалер розы»

Лучшая оперная постановка года появилась на основной сцене Большого театра. Восхитительная музыка Рихарда Штрауса приобрела под ее сводами объем, прозрачность и дыхание. Что Василий Синайский, что заменявший его Александр Соловьев равно вдохновенно провели певцов и оркестр через испытания нескончаемыми красотами, солисты Большого театра выступили на равных с приглашенными, а режиссер Стивен Лоулесс поставил гармоничный, умный и изобретательный спектакль.

Возвращение Манежа

Новое превращение самой центральной и одной из самых больших выставочных площадок Москвы в культурный центр – лучшее событие художественной жизни года и самое бесспорное решение руководителя департамента культуры Москвы Сергея Капкова. Всю величественную красоту пространства новодельного Манежа можно было оценить в сентябре, когда там показывали инсталляцию Юрия Аввакумова «Манеж», к сожалению, просуществовавшую только один день.

«Корпорация «Святые моторы»

Фильм Леоса Каракса стал неофициальным хитом Каннского фестиваля – 2012, хотя не получил там ни одной награды. Герой «новой новой волны» французского кино Каракс, не выпускавший полнометражных фильмов с 1999 г., вернулся триумфально. В Holy Motors беснуются, страдают и плачут все картины, не снятые им за тринадцать лет, а его альтер эго Дени Лаван феерически играет больше десятка ролей. В кино это главный авторский проект года.

«Кристина»

Спектакль Кэти Митчелл, закрывший фестиваль нового европейского театра (NET), – лучшее и самое изощренное, что увидели в этом году московские зрители на театральной сцене. Эта постановка превращает сцену в съемочный павильон, а драму – в дрёму. Здесь прямо перед нами снимают и монтируют фильм. Театр становится размышлением о мифологии экранного образа, сном о языке кино. Вещью, обладающей двойной – сценической и кинематографической – магией.

Книга Ипполитова

Книга Аркадия Ипполитова «Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI века» не совершенная, многословна, но написана с завидной свободой, обеспеченной хорошим знанием предмета – итальянского искусства всех веков. Никаких скучных искусствоведческих рассуждений о значимости художников, тонкостях колорита и невыразимых красотах. Старое искусство, как и новое, как и обычная жизнь, воспринимается непосредственно, естественно, просто. Так об искусстве никто больше не пишет.

Книги на улицах

В этом году все чаще в Москве стали проходить камерные книжные фестивали и ярмарки. Самая заметная и впервые расположившаяся в центре столицы – «Бульвар читателей» – проходила на Никитском бульваре. Отличительная особенность этой и других подобных ярмарок (например, ставшего традиционным «Бу!феста» или стартовавших этой осенью «Книг в парках») – более низкие, чем в магазинах, цены, встречи с не коммерческими, но думающими авторами и активная направленность на читателя.