За что можно полюбить балтийский паром

Уютная неспешность, вкусная еда и потрясающие виды мало кого оставляют равнодушным
Alamy / ИТАР-ТАСС

Белоснежная махина лавирует по шхерам, между островами, прирученными и необитаемыми, с виллами в рождественской иллюминации и молчаливыми снежными плато

Ежедневные скандинавские паромы-гиганты позволяют свести знакомство с островами и шхерами Стокгольмского архипелага, финского Турку и лежащих между ними Аландских островов самым впечатляющим образом и за символические деньги. Наблюдать вечером из окна каюты, как осторожно разворачивается в тесной гавани соседний гигантский паром, украшенный рождественской гирляндой, – возможно, самое доступное из ближних к границе чудес.

Танцпол для старших

Признаюсь: я люблю путешествовать по Балтике на пароме. Для финна или шведа такое откровение – что для москвича признание в регулярном посещении Антальи и Хургады. 10-12-палубный корабль, занимающий половину панорамы на туристическом фото из скандинавской столицы, в Финляндии стыдливо зовется «шведским паромом», а в Швеции – «финским». Градус без­обидной провинциальности, присущий северным странам, здесь поднимается до максимума. Жители сонных неприбрежных провинций наряжаются во все самое дорогое, со стразами и кружевами, ночь напролет поют караоке, танцуют под местных Пьеху и Лещенко, просаживают деньги в игровых автоматах и напиваются в дугу. После полуночи, чтобы попасть из точки А в точку Б, на главном корабельном променаде приходится перешагивать через храпящих пассажиров «в нарядном». Этот лас-вегас для бедных легко возненавидеть – если искать здесь отражение подтянутых центральных променадов Стокгольма и Хельсинки. Но мне мила его наивность, робость, сдерживаемая неделями, месяцами, чтобы обернуться буйством за коллективным просмотром хоккея в сауне, детское умиление на лицах седых учительницы и бухгалтера на танцплощадке. Да и сам факт наличия танцплощадки для пенсионеров тоже бесконечно мил и правилен.

Персональный архипелаг

Паромное путешествие – отель с развлекательной программой, но ею, если вы не антрополог и не любитель финского караоке, можно просто пренебречь.

16 часов между Хельсинки и Стокгольмом, 11 – между Турку и Стокгольмом. Целая ночь или целый день. Здесь есть каюты на двоих или четверых. От хостелообразных в трюме до 30-40-метровых сьютов с двуспальными кроватями, балконом, панорамным видом и завтраком в постель. Персональное пространство с видом на три архипелага, практически нон-стоп. В архипелаге Турку – до 50 тысяч островов, в Аландском – 6 тысяч с небольшим, в Стокгольмском – около 30 тысяч. Белоснежная махина лавирует по шхерам, между островами, прирученными и необитаемыми, с виллами в рождественской иллюминации и молчаливыми снежными плато – оторваться от этой картины, сидя у окна с бокалом, невозможно. 11 часов проходят как 11 минут.

Правильный ракурс

Самая красивая дорога – днем из Турку: только оттуда можно выйти утром и увидеть три островные группы засветло. К слову, именно этот маршрут оказывается самым недорогим, и люкс-каюта на двоих в несезон может стоить здесь каких-нибудь 80 евро. Этот маршрут позволяет рассмотреть поутру архипелаг Стокгольма: а это единственно возможная верная прелюдия к шведской столице – без причудливого нагромождения островов этот город не понять и не прочувствовать. Возможно, самое красивое, что можно сделать на Балтике, – в непродуваемой экипировке на верхней палубе вглядываться в приближающиеся очертания стокгольмского Старого города. Лучшие виды открываются с паромов компании Viking Line. В январе 2013 года Viking Line ставит на линию Турку – Стокгольм свежепостроенный, ультрасовременный корабль Viking Grace c панорамными окнами и персональными джакузи в сьютах.

Шведский стол

Можно плыть в Стокгольм из Таллина, Риги, а летом и из Петербурга, но за окном с эстонской и латвийской стороны куда менее красиво, да и приходят эти паромы на невыразительную стокгольмскую окраину.

Но у таллинских паромов – свои сильные стороны. Пока Viking Grace еще не спущен на воду, они превосходят простецкий Viking дизайном, убранством кают и, отчасти, элегантностью публики, особенно на финском направлении. К тому же на паромах Tallink Silja наиболее удачная шведская кухня, которую, по иронии, значительно легче обнаружить на немодных паромах, чем в ресторанах на суше. Уходящие вдаль ряды с дюжиной сортов селедки, лосося, незамысловатой икры и замысловатых картофельных гратенов – места лучше для знакомства со шведской едой не придумано.

В один конец без машины

Покупка билета на паром отличается от покупки билета на поезд или самолет. Продаются каюты, а не отдельные места: чем больше человек в каюте, тем дешевле. Кроме того, так называемый круиз, когда вы проводите две ночи на борту туда и обратно, часто стоит дешевле поездки в один конец (если вы без машины, пользоваться обратным сегментом необязательно). Наконец тот, кто не ленится пользоваться автопереводчиком и бронирует на шведо- или финноязычной версии сайта паромной компании, всегда оказывается в большом выигрыше: именно здесь доступны самые выгодные предложения, позволяющие пересечь Балтику в хорошей каюте за символические деньги (например, Sista minuten по-шведски или Punaiset lähdöt по-фински). За десять лет разделенной любви со скандинавскими паромами я никогда не платил и половины полной стоимости билета.

www.tallinksilja.ru

www.vikingline.ru

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать