Стиль жизни
Бесплатный
Ольга Кабанова
Статья опубликована в № 3268 от 21.01.2013 под заголовком: Краска подумала

"Триптих. Три этюда о Фрэнсисе Бэконе" Джонатана Литтелла: Писатель стал искусствоведом

«Триптих. Три этюда о Фрэнсисе Бэконе» – новая книга Джонатана Литтелла. Писатель выступил в ней искусствоведом, изучающим не личность, а картины

После «Благоволительниц» – романа, воспроизводящего сознание нациста-садиста, – обращение Джонатана Литтелла к художнику Фрэнсису Бэкону не удивляет. От его книги об одном из двух (вместе с Люсьеном Фрейдом, хотя Литтелл в пару ему ставит Марка Ротко) великих живописцев второй половины XX в. ожидаешь описания внутренней жизни в детстве травмированного невротика, неразборчивого в связях гомосексуалиста, доведшего своего любовника до самоубийства, игрока и пьяницы.

Но Литтелл написал не шокирующую читателя биографию, а искусствоведческое исследование художественного метода Бэкона на основе подробного анализа его картин. От писателя, выбравшего в герои художника, с надеждой ждешь обновления общепринятого языка описания живописи, новых слов, способных передать ее магию, и непривычно искусствоведческого взгляда на картины. Литтелл, однако, пишет свои три этюда о Бэконе как принято у ученых-искусствоведов: обстоятельно и доказательно.

Он много цитирует знавших Бэкона и писавших о нем и его самого, анализирует не личность, но именно картины, начиная с принесших художнику славу и частично воспроизведенных на обложке книги «Трех этюдов фигур в ногах Распятия», написанных в 1944 г.

Внимательно, почти дотошно рассматривает Литтелл все три невообразимые для зрителя, отталкивающие, даже отвратительные фигуры «с фаллическими ягодицами». И они дают ему повод посвятить весь первый «этюд» – «День в Прадо» глубокой связи эксцентрика Бэкона с великими мастерами Веласкесом (попутно вспомнив известное о его «Менинах») и Гойей и начать понимать «грамматику Фрэнсиса Бэкона», которой посвящена вторая часть книги.

В ней он делает известное нам (спасибо Пушкину) заключение, что читать произведение искусства следует по правилам, заданным его автором, и тщетно задаваться вопросом, что Бэкон хотел этим сказать, потому что он сам этого не знал. Надо долго смотреть на картины – в одиночестве в музее, но можно и в репродукции, – и тогда «начнешь понимать, что говорит краска».

Краска – а она пишет картину не по воле художника – показывает все бездны художнического сознания, пророчит будущее и дает художнику возможность понять, что он на самом деле чувствует. Именно так трактует Литтелл серию самых душераздирающих работ, посвященных самоубийству Джорджа Дайера, вызвавшему – судя по картинам – у Бэкона гнев, обиду, вину и горе.

Бэкон считал необходимым не иллюстрировать действительность, а создавать «образы, которые являются концентрацией реальности и скорописью чувственного опыта». «Подлинный образ» – завершающий очерк книги Литтелла о живописи, которой Бэкон продлил жизнь.

Джонатан Литтелл. Триптих. Три этюда о Фрэнсисе Бэконе. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать