Балеты Уильяма Форсайта и Триши Браун в Париже: Авангардисты вернулись в завоеванный дворец

Парижская Opera представила программу балетов Уильяма Форсайта и Триши Браун. Великие ниспровергатели классики вольготно чувствуют себя в интерьерах роскошного Palais Garnier
In the Middle Somewhat Elevated теперь танцуют как классику/ William Forsythe

Opera National deParis, еще несколько десятилетий назад неприступный бастион классичности, в конце 1980-х под руководством Нуреева выстрелил постановкой, которая изменила представление о балетном театре. In the Middle Somewhat Elevated (вызов виден даже в не переведенном на французский названии) поставил американец Уильям Форсайт. Юная Сильви Гиллем во главе целой стаи будущих великих этуалей вычерчивала батманами траектории, отменявшие старые представления не только о красоте и благопристойности, но и возможностях человеческого тела. Эта энергия вызывала ассоциации с атомными реакторами, а не севрским фарфором.

Сейчас манифест нового балета сам кажется классикой, труппа танцует его с пиететом и размеренностью, будто какую-то «Коппелию». Виртуозные пуанты, многоповоротные пируэты, эффектные пор-де-бра – теперь все это повод продемонстрировать класс знаменитой парижской школы, тем более что в постановке занята молодежь, вынужденная доказывать право на ответственные партии.

Другим полюсом программы становится OZlozony / Ocomposite Триши Браун – со звездным небом на заднике, белоснежными костюмами, босоногим танцем и стихами Чеслава Милоша. Этот балет спасают только исполнители. Изабель Сьяравола, Николя Лериш и Жереми Белингар – последние этуали поколения нуреевских учеников, чья профессиональная безупречность придает смысл даже мыльным пузырям.

Зато труппа чуть ли не в полном составе впадает в эйфорию, сталкиваясь с еще одним балетом Форсайта Pas/Parts. Он так же виртуозен, как и другие постановки хореографа. Но сложнейшие комбинации со сменами направлений движения и смещением центра тяжести выглядят непринужденно рассыпанным сладким драже. Здесь и выясняется, что слухи о безликости нового поколения преувеличены. Точность выделяет каждый выход Аньес Летестю, участницы мировой премьеры этого балета. Но на маленьком квадратике программки не остается свободного места от восклицательных знаков, сопровождающих совершенно неизвестные имена. Форсайту надо снова собираться в Париж, чтобы запечатлеть новое поколение Opera.