Альбом Алисы Порет: изданы воспоминания художницы

Домашний альбом Алисы Порет выпустило издательство «Барбарис». Рассказики с рисунками, потешавшие друзей художницы, превратились в оригинальные мемуары

Художница-иллюстратор Алиса Порет, прожившая русский ХХ век (родилась в 1902-м, умерла в 1982 г.) в Петербурге и Москве, была красавицей и умницей, не раз выходила замуж и не знала недостатка в поклонниках. Училась у великих художников – Петрова-Водкина и Филонова, приятельствовала с композитором Шостаковичем, дружила с пианисткой Юдиной, но в культурной памяти осталась прежде всего подругой Даниила Хармса, о котором написала осторожно откровенные воспоминания, изданные в 1980 г. в альманахе «Панорама искусств». С тех пор их цитируют, как только речь заходит о поэтах-обэриутах и странностях их бытового поведения.

Как светская дама позапрошлого века и как девушка из хорошей семьи, Порет вела домашние альбомы, записывала в них печатными буквами рассказики из жизни, иллюстрированные картинками. Первую тетрадь их издала Ирина Тарханова в своем «Барбарисе» – не факсимильно, а в меньшем формате и с перепечаткой содержания рисованных текстов. Теперь, можно предположить, Алиса Порет будет существовать в культурном пространстве сама по себе, и не как художница (будем честны, небольшая), а в качестве мастера рисованной автобиографической прозы, мемуаров в анекдотах – в пушкинском, не советском, понимании этого слова.

Порет в текстах была остроумна, но еще больше обаятельна. Записанные в альбом истории, по свидетельствам слышавших, она рассказывала не раз, с отточенным мастерством, словно бенефисный номер. И кокетничала в них, как вечная любимица всех – семьи, друзей, знакомых, собаки Хокусавны и многочисленных кошечек с забавнейшими кличками. Только они превосходили Алису Порет в грациозности.

Все черное, а такого хватало, она словно не замечала, никакого плача по арестованным и невинно убиенным. Даже редкие печальные истории кончались у нее хорошо: «Пошли годы без пищи и топлива, мы продавали вещи. Отец умер. Мы втроем сидели у холодной печурки и не знали, что разрубить, чтобы согреть чайник». Но тут брат обнаружил в спрятанном на антресолях кукольном домике золотые монеты, на них купили рояль. «На этом инструменте у нас играли потом замечательные пианисты – Юдина, Браудо, Софроницкий». После войны рояль пришлось продать – нужны были деньги на кооператив. «Дом превратился в рояль, а рояль – опять в дом», – с благодарностью резюмирует Порет. Самая короткая и передающая характер автора запись – к рисунку, воспроизведенному на обложке: «Волк и УЖАСНАЯ шапочка».

Публикация альбомов Порет, наверное, имеет научное значение: истории про Хармса, Олейникова, Введенского и Петрова-Водкина (чего стоит запись о том, как надо было рисовать, чтобы понравиться шести профессорам Академии художеств) пригодятся биографам. Но читать и рассматривать альбом Порет хорошо как антидепрессант: не скучно и заражает доверием к жизни.

Алиса Порет. Записки. Рисунки. Воспоминания. «Барбарис», 2012