Владимир Сорокин и его новая номинация: Букер как норма


Повесть Владимира Сорокина «День опричника» выдвинута на премию международный «Букер» (60000 фунтов стерлингов). Об этом не без понятной гордости уже раструбили российские СМИ. Действительно, международный «Букер» – премия престижная, вручается раз в два года, в претендентах на нее побывали Джон Апдайк, Сол Беллоу и Марио Варгас Льоса. Среди десяти писателей нынешнего короткого списка – тоже авторы весьма известные, кое-кто из них переводился и на русский язык: например, Аарон Аппельфельд из Израиля и Питер Штамм из Швейцарии.

Не зная всех тонкостей выдвижения кандидатов на Международную букеровскую премию, слишком уж концептуализировать решение жюри не имеет смысла (вспомним, что и Евгений Евтушенко не раз бывал среди претендентов на «Нобель»). Но кое-что из появления Владимира Сорокина в шорт-листе все-таки следует.

Первое. Сорокин в Европе достаточно хорошо известен, а значит, переведен и издан. Второе – европейские квалифицированные читатели, из которых и состоит жюри премии, очевидно, склонны к прозе отчетливо политизированной. «День опричника», сшитый из расхожих мифов о Руси и русской жизни, – антиутопия, в итоге жестко высмеивающая союз российской государственности с тиранией, азиатчиной, коррупцией, церковью.

Дальше начинается область предположений. Насколько ценно для жюри литературное качество текста? Вероятно – да, но тогда как глубоко оно может судить о нем, если, строго говоря, Сорокин с его изощренной языковой игрой, построенной на фольклоре, устных речевых оборотах, практически непереводим? И еще: интересен ли европейцам Сорокин сам по себе, как творец неповторимого мира, или он лишь удачно вписывается во все еще актуальный среди европейских интеллектуалов тренд – проникнутый постколониальными комплексами интерес к любой национальной этнографии и экзотике? Как бы то ни было, в уже разлившейся по отечественным СМИ национальной гордости великороссов по поводу выдвижения на премию Владимира Сорокина, коллекционера мифов о худших национальных чертах, есть что-то глубоко постмодернистское. 22 мая лауреат будет объявлен, и постмодернистский сюжет дописан до конца.