Стиль жизни
Бесплатный
Глеб Ситковский
Статья опубликована в № 3278 от 04.02.2013 под заголовком: Гоголь-зеро

Открытие Гоголь-центра: Кирилл Серебренников предпочел начинать с ноля

Кирилл Серебренников открыл «Гоголь-центр» во всех отношениях громким гала-представлением «00:00»
Главным в шоу стала магия цифр
С.Фадеичев / ИТАР-ТАСС

В конфликте между труппой Театра им.Гоголя и Кириллом Серебренниковым, пришедшим в начале сезона на смену прежнему худруку Сергею Яшину, можно поставить если не точку, то по меньшей мере точку с запятой. После полугода взаимных обвинений, актерских митингов на Гоголевском бульваре и стычек в интернет-пространстве стало ясно: корифеи труппы хотят и будут работать с Серебренниковым. За это время самый радикальный худрук Москвы сумел изменить ситуацию в свою пользу – теперь не он будет работать с яшинской труппой (точнее, с большей ее частью), а они с ним. И не в Театре Гоголя, а в «Гоголь-центре». Недоброжелателей у Серебренникова за последние полгода явно прибавилось, но по крайней мере теперь линия фронта пролегает не внутри театра, а за его стенами.

«Мы все начнем с нуля», – пообещал Кирилл Серебренников, поместив в название стартового шоу «Гоголь-центра» то ли четырехкратный ноль, то ли четыре буквы «о». Как известно, одним из псевдонимов Гоголя была буква «о», повторенная четырежды – именно столько раз она встречается в его полном имени Николай Гоголь-Яновский.

Еще одно возможное прочтение названия – время отправления поезда из здания, в котором когда-то располагалось железнодорожное депо, а после – Театр транспорта. За четыре месяца, потраченные на ремонт помещений, Серебренников и новый директор театра Алексей Малобродский постарались сделать все, чтобы напомнить о первоначальном индустриальном облике здания, и внутренность Театра Гоголя теперь, как ни странно, чем-то напоминает реконструированный «Винзавод», где располагается культурный проект «Платформа», тоже придуманный Серебренниковым.

На открытии «Гоголь-центра» от сцены до самого амфитеатра, совмещенного с местом для оркестра, пролегли шпалы, по обе стороны от которых расположились зрители. И хотя на церемонии не прозвучала «Попутная песня» Михаила Глинки, написанная в 1851 г. по случаю запуска железной дороги Москва – Санкт-Петербург, общая атмосфера адекватнее всего передавалась словами Нестора Кукольника: «Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье».

Особых причин веселиться и ликовать у гостей «Гоголь-центра» вроде бы и не было, поскольку для налаживания работы на новом месте потребуются еще долгие месяцы, но Серебренникову удалось создать приподнятое ощущение новоселья. В фойе сломаны перегородки, кругом зеркала с пририсованными головами Станиславского, Мейерхольда, Эфроса и Гротовского и радикальными изречениями оных. Подходишь к зеркалу и представляешь себя то ли новым Станиславским, то ли Анатолием Васильевым. Зеркало – это ведь тоже что-то вроде нуля, пустого места, которое может быть заполнено или не заполнено чем-то великим или, наоборот, бездарным.

«Гоголь-центр» даст возможность работать на своей площадке самым разным командам, и в полном соответствии с этой фрагментарной концепцией шоу «00:00» тоже было поделено на четыре части: «Ночь», «Утро», «День» и «Вечер». На сцену попеременно выходили артисты бывшего Театра Гоголя, танцовщики из группы «Диалог данс», молодые актеры из серебренниковской «Седьмой студии» и участники студии Владимира Панкова SounDrama, которые оглушительно колотили молотками по рельсам, делая открытие «Гоголь-центра» событием громким во всех отношениях.

А общий смысл стартового представления, кажется, был сформулирован в первой части, где яшинская актриса Светлана Брагарник рассказала притчу о рабочих, строивших Кельнский собор. На простой вопрос «Что вы здесь делаете?» один из них ответил «Ношу кирпичи», другой – «Кладу кирпичи», а третий – «Строю Кельнский собор». Если продолжить эти строительные аналогии, то четырехмесячная работа, предшествовавшая открытию «Гоголь-центра», может быть описана как расчистка места и укладка фундамента для будущего театрального дома. Пока что «Гоголь-центр» больше похож на Ground Zero – место, безупречным образом очищенное для дальнейших экспериментов. Вырастет ли на этом месте Кельнский собор или просто безликая церквушка, покажет время. Отсчет пошел.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more