Статья опубликована в № 3278 от 04.02.2013 под заголовком: Хорошо забытое

Премия "Нос": За новизну в литературе отмечен Лев Рубинштейн

Литературную премию за «новую социальность и новую словесность» получил Лев Рубинштейн со сборником колонок «Знаки внимания»
Лев Рубинштейн
М. Стулов / Ведомости

Премия «Нос», учрежденная четыре года назад фондом Михаила Прохорова и нацеленная на поиски литературной и социальной новизны, остановила свой выбор на эссеистике Льва Рубинштейна (приз – 700000 руб.).

Предполагаемые форматом премии «жаркие дебаты» между жюри, в которое во главе с критиком Константином Мильчиным вошли литературо­вед и писатель Андрей Аствацатур­ов, лингвист Максим Кронгауз, критики Галина Юзефович и Николай Александро­в, и оппонентами-экспертами, поэтом Дмитрием Кузьминым и писателем Андреем Левкиным (Линор Горалик присутствовать на дебатах не смогла), так и не разгорелись. Видимо, потому, что на этот раз всем и без споров было очевидно: ни один из текстов шорт-листа, среди которых было немало достойных, от мемуаров Сергея Гандлевского «Бездумное былое» до романа Георгия Давыдова «Крысолов», чрезмерной новизной не ослеплял.

После того как члены жюри и эксперты проголосовали за своих кандидатов, конкурентами оказались Николай Кононов со сборником очерков «Бог без машины. Истории 20 сумасшедших, сделавших в России бизнес с нуля» и Лев Рубинштейн с книгой эссе «Знаки внимания». Зрительское голосование сравняло их шансы, но в результате тайного голосования жюри победителем оказался Лев Рубинштейн.

Азартно и ярко написанные очерки журналиста Николая Кононова посвящены «безумцам», которые одолели все русские невзгоды (дурные дороги, водку, коррупцию) и все-таки отстроили свой бизнес – или даже посвятили свою жизнь защите предпринимателей от коррупционеров. В этих захватывающих и обычно жутких историях «новая социальность» так и хлещет через край. Но проголосовавшие за «Знаки внимания» зрители с творчеством Кононова, очевидно, знакомы не так хорошо, как с вот уже 15 лет выходящими в свет колонками Льва Рубинштейна.

Впрочем, в его триумфе – своя отрада. Лев Рубинштейн возвращает новизну старым и все крепче забываемым ценностям. Его колонки – торжествующая песнь любви в честь частной жизни частного человека. С чарующей старомодностью эссе Рубинштейна фиксируют идеальную реакцию идеального горожанина, «интеллигента-очкарика», на все, что происходит с ним самим, его друзьями, на соседней улице и в его стране.

Исчезновение тараканов, приближение очередного конца света, президентские выборы, новые магические словосочетания, призванные загипнотизировать жителей России, – широта диапазона тем помножена здесь на языковое изящество, умный юмор, а если и печаль, то светлую. В итоге остается ощущение здравости, адекватности и, если угодно, нравственной опрятности – хорошо, что наградили Льва Рубинштейна. Правда, теперь у аббревиатуры «Нос» может появиться другая расшифровка: новое – это старое.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать