Премия "Гвоздь сезона": Ведущие укололи всех лауреатов

В театральном центре «На Страстном» прошел «Гвоздь сезона» – единственная в Москве театральная церемония, на которой важно не то, кто получит премию, а насколько остро и зло будут шутить постановщики
Автор и ведущий «Гвоздя сезона» Константин Богомолов намекает, что актуальный художник на российской сцене связан по рукам и ногам/ С.Кузнецов/ РИА Новости

В прошлом году «Гвоздь» пришелся на 5 марта, и театральному бомонду пришлось пробираться в ТЦ «На Страстном» сквозь кордоны ОМОНа. Шутки бессменных авторов и ведущих – режиссера Константина Богомолова и актера Сергея Епишева – точно продолжали митинг оппозиции, только в разы острее и талантливее. С тех пор прошел год, в течение которого реальность каждый день выдавала такое количество поводов для сарказма, что впору впасть в совершенное отчаянье. В некотором роде «Гвоздь сезона» – 2013 можно считать кратким конспектом только что выпущенного Богомоловым в МХТ «Идеального мужа» – в нем те же болевые точки, требующие гвоздеукалывания и расположенные где-то в области попранной «духовности», скрывающей мертвечину. Стоит отметить поколенческое мужество Олега Табакова и Александра Калягина, терпящих у себя под носом эти безобразия (правда, Калягин удалился терпеть на балкон).

Заставкой к «Гвоздю-2013» стала видеозапись «Анны Карениной» 1953 г. – сильнейшая прививка от желания цепляться за «традиции», которые давно испустили дух: премьера состоялась в 1937 г., и к моменту съемки Алла Тарасова была Анной Карениной с шестнадцатилетним стажем.

Выбор лауреатов («Пристань» в Театре Вахтангова, «Тартюф» на Малой Бронной, «Дороги, которые нас выбирают» в «Сатире», «Великая магия» в Театре Пушкина и «Таланты и поклонники» из Маяковки) – это выбор Союза театральных деятелей, учредившего премию, и ведущие всласть на нем оттоптались. Уж сколько раз твердили миру, что критерии театрального качества оказались у нас окончательно размыты, но такого разброса, кажется, еще не бывало. Правда, церемониймейстеры «Гвоздя» нашли тайный смысл этого списка. Обозначив на карте Москвы вышеназванные театры, они получили крест и доказали, что авторы «списка Никитиной-Никольской» (так было названо произведение экспертов Союза театральных деятелей) решили таким образом перекрестить русский психологический театр.

Разоблачив заговор, ведущие успокоились, воспарили духом и пошли пригвождать лауреатов. «Великую магию» – за растроение Евгения Писарева (режиссер Писарев разносит актера Женю, а тот, отругиваясь в ответ, в свою очередь, договаривается с худруком Евгением Александровичем о незапланированных съемках). «Тартюфа» – за изворотливость Павла Сафонова, исхитрившегося поставить комедию, не задействовав местную приму, но задействовав собственную жену. «Таланты и поклонники» – за богатое и метафоричное использование режиссером Миндаугасом Карбаускисом поворотного круга. «Дороги, которые нас выбирают» – кажется, вообще за все грехи русского репертуарного театра. Единственным, кто лихо отшутился в ответ, был великий импровизатор Александр Ширвиндт. Ну а меньше всего оплеух и больше всего «гвоздей» досталось спектаклю Римаса Туминаса «Пристань», который и стал главным «Гвоздем сезона».