Наталья Осипова в "Ла Скала": Чтобы увидеть одну из лучших российских балерин, теперь нужно лететь в Милан

Станцевав Эсмеральду в «Ла Скала», Наталья Осипова наглядно продемонстрировала, что нужно для того, чтобы балерину хотели видеть у себя все театры мира
Эсмеральда – Осипова победила Квазимодо – Болле/ R. Amisano/ Teatro alla Scala

Официально «Собор Парижской Богоматери» для «Ла Скала» – не премьера, а возобновление: в 1990-х, еще до того как Ролан Пети стал национальным достоянием России, он нашел пристанище в Милане, куда перенес многие свои постановки. Но «Собор», один из лучших его балетов, выпал из репертуара в 2002 г., так что сейчас в труппе почти не осталось артистов, участвовавших в той работе. Луиджи Бонино, многолетний ассистент хореографа, приложил для возобновления немало усилий: патина времени хотя и покрывает модернизированную балетную готику, но выглядит она благородно – миланская труппа воспроизводит все старые неологизмы Пети с искренней верой в их мощь. Команда солистов тоже прекрасно ощущает стилистику Пети. Мик Зени в роли Фролло пластичен, как паук; молодой Эрис Нежа сочетает отличную фактуру классического премьера и ненавязчивый сарказм в роли пустоголового Феба.

Интрига была в том, как Роберто Болле, легендарный красавец международной балетной сцены, приблизившийся к критическому для принца возрасту, дебютирует в роли Квазимодо. Безболезненно сменить амплуа Болле не удалось – он тщательно следует тексту Пети, но превратить Квазимодо в главного героя, как задумывал хореограф, рядом с Эсмеральдой – Натальей Осиповой шансов нет. Потому что этой балерине не нужно ни эффектного соло бубна, ни колец в ушах, ни белоснежного платья от Сен-Лорана – она сразу становится центром притяжения и для партнеров, и для зала. Первая же вариация отменила все сомнения в праве Осиповой на роль. Некогда поставленная в расчете на французские «говорящие» ножки Зизи Жанмер, она была исполнена не только свободно, но и ликующе точно: с щегольской выворотностью, игрой стоп, невесомыми прыжками и хирургически точными остановками после пируэтов. При этом Осипова не утратила ни в масштабе танца (сцена «Ла Скала» превосходит даже размеры Большого), ни в его эмоциональности. Нюансов, которые предложила балерина в дуэтах со всеми своими партнерами, с лихвой хватило бы и на огромную старинную «Эсмеральду» Петипа, которую она некогда танцевала в Москве. При этом Осипова последовательно воплощала «примитивистский» стиль Ролана Пети 1960-х, подтверждая разнообразие своих возможностей. Но чтобы восхищаться ими, теперь нужно ехать в Милан: в июле она приглашена танцевать «Лебединое озеро», а в ноябре предстоит интригующий дебют в «Манон» Макмиллана.